Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие классификации в биологии




Слово «классификация» происходит от двух латинских слов «classis» (разряд) и «facere» (делать). В научной литературе это слово используется, по меньшей мере, в двух разных значениях: как наименование уже сложившейся системы классификации и как обозначение процесса ее создания, построения [1, с. 36]. Его употребление в этих двух значениях утвердилось в нашей речи, однако если речь идет о терминологии, которая всегда должна быть однозначна, слово «классификация» целесообразно употреблять в первом значении, а процесс создания, построения классификации именовать словом «классифицирование». Отметим, что слово «классифицирование» также употребляется неоднозначно. Иногда этим словом называют процедуру использования уже имеющейся классификации: установление того, к какой классификационной группе имеющейся классификации следует отнести тот или иной интересующий нас объект [2, с. 8].

Различные ученые по-разному определяют понятие «классификация. Так, Дж.Ст. Милль отмечал, что «придание вещам общих имен, акт их названия уже осуществляет классификацию, т.к. всякое название, означающее какое-либо свойство, самим этим актом разделяет все вещи на два класса: обладающие этим свойством и не обладающие им» [3, с. 571]. Здесь же ученый поясняет, что в такой классификации группировка предметов и распределение их по классам представляет собой лишь случайное следствие употребления названий, используемых с целью обозначения тех или иных качеств этих предметов. Тогда как в той системе, которая собственно и обычно считается классификацией, группировка и распределение предметов составляет главную цель, а название является вторичной целью; оно не управляет первым, более важным процессом, а сознательно ставится в подчиненное к нему положение.

К данному разъяснению Дж.Ст. Милля можно добавить, что содержанием классификации является не только распределение изучаемых объектов по разным группам, но и определенный порядок этих групп, объединяющих их в единую систему. А последнего нельзя достигнуть одним лишь актом словесного обозначения.

Согласно С.С. Розовой, «термином «классификация» обозначают, по крайней мере, три разные вещи: процедуру построения классификации (выделение классов), построенную классификацию (систему выделенных классов) и процедуру ее использования (например, правила отнесения вновь поступающего объекта к одному из ранее выделенных классов)» [4, c. 74].

Итак, в рамках настоящей курсовой работы под классификацией мы будем понимать состоявшуюся систему знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по которым распределены объекты некоторой предметней области на основании их сходства в определенных свойствах. Эта система призвана решать две основные задачи: во-первых, представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде все объекты этой предметной области; во-вторых, содержать как можно больше существенной информации о них. При этом классификация выступает не просто как констатация уже достигнутого знания, а выполняет важную методологическую функцию: осуществляя систематизацию определенной предметной области, она вместе с этим задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования и может провоцировать создание новых научных дисциплин [5, c. 370].

Хотя отдельные классификационные процедуры можно найти почти во всех областях знания, в качестве основной формы систематизации классификация используется отнюдь не во всех сферах науки. В одних науках классификация играет важную роль, и там мы находим ее в разработанном, развитом виде; в других науках роль классификации второстепенна; а в некоторых она практически не нужна [6, c. 17].

Таким образом, мы проанализировали различные определения понятия «классификация». И пришли к выводу, что классификация является самостоятельной системой знания, правда, всегда существующей в рамках той или иной науки (биологии, химии, минералогии или какой-либо другой) в более широком контексте знания, рядом с другого рода знанием, которое работает на классификацию так же, как она работает на него. Например, согласно В.С. Виперу, «по отношению к биологическим систематикам этот контекст составляет целый комплекс биологических дисциплин: морфология, физиология, экология, биогеография, палеонтология, филогения, генетика, биохимия» [7, c. 38]. Также мы выявили, что в классификации всегда отображается современное состояние знания, а изменение в содержании этого знания приводит к изменениям в самой классификации. Классификации имеют свойство изменяться в результате расширения сведений о классифицируемых объектах – обнаружения новых, ранее неизвестных объектов, их свойств или их групп. Либо новых связей между известными; в результате изменений в содержании того контекста знания, в котором находятся классификации; наконец, в результате углубления или изменения тех теоретических представлений, из которых классификации получают свои начала.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных