ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Административное право и законность в сфере государственного управления
20.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти
Способы обеспечения законности и дисциплины – совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает: · недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе; · своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений; · установление причин и условий, им способствующих; · привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины; · разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины; · создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения. Обеспечение законности и дисциплины достигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. Для большинства органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины. Государством образуются и такие органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции). Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.
20.3. Контроль в государственном управлении
Контроль – неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.
20.4. Государственный надзор
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида. Первый вид – общий надзор прокуратуры, т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов. Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя: · республиканскую прокуратуру; · областные прокуратуры и прокуратуру города Минска; · городские (районные) прокуратуры; · транспортную прокуратуру; · военную прокуратуру. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры: · надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами; · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; · надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; · надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы: · проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; · проверка исполнения законов поднадзорными органами; · участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления; · изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; · проверка действий должностных лиц. Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право: · беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов; · иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам; · проверять исполнение законов; · требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений; · выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности; · истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов; · вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др.
Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.). Наиболее характерные черты надзора: - органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; - в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; - по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах. Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор: · постоянное наблюдение; · периодические проверки; · обследование; · изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления; · истребование документов и отчетных данных. Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления: · отказ в регистрации; · временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.; · отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; · лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; · дача предписаний об устранении нарушений; · приостановление работ, эксплуатации объектов; · применение мер административной ответственности.
20.5. Судебный контроль за законностью в государственном управлении
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|