Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административное право и законность в сфере государственного управления




 

20.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти

 

Способы обеспечения законности и дисциплины – совокупность правовых организационных методов деятельности, практических приемов, операций, форм работы государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

· недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повсе­дневной работе;

· своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

· установление причин и условий, им способствующих;

· привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

· разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

· создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается организационно-правовыми средствами. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Для большинства органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Государством образуются и такие органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.


 

Виды способов обеспечения законности и дисциплины
 
Государственный контроль   Государственный надзор   Судебный контроль   Обжалование
   
деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров   постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности   правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности   реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод

 


20.3. Контроль в государственном управлении

 

Контроль – неотъемлемая часть управления, без которого квалифицированное руководство невозможно. Он осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.

Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

 

Формы контрольной деятельности
 
проверка
 
наблюдение за действиями контролируемого
 
экспертиза
 
заслушивание отчетов, информаций и сообщений
 
координация деятельности контрольных органов
 
рассмотрение жалоб
 
изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и др.

 

 

Виды контроля
В зависимости от объема обследуемой деятельности   По стадиям проведения   По отношениям (связям) субъектов контроля с государством   По характеру деятельности
 
общий специальный   предварительный текущий последующий   государственный общественный   внешний внутренний

 


 

Виды контроля (продолжение)
В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий   По направленности
· контроль Президента Республики Беларусь; · контроль органов законодательной (представительной) власти; · контроль органов исполнительной власти; · контроль органов судебной власти   · общий · ведомственный · надведомственный

 

20.4. Государственный надзор

 

Виды надзорной деятельности
   
Общий надзор прокуратуры   Административный надзор
деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов   наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах

 

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида.

Первый вид – общий надзор прокуратуры, т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.

Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

· республиканскую прокуратуру;

· областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

· городские (районные) прокуратуры;

· транспортную прокуратуру;

· военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры:

· надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

· надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

· проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами;

· проверка исполнения законов поднадзорными органами;

· участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления;

· изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

· проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

· беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

· иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам;

· проверять исполнение законов;

· требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений;

· выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности;

· истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов;

· вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др.


 

Формы реагирования прокурора на нарушения законности
 
протест   представление   постановление   предписание   официальное предупреждение
 
В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права   Требование об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих   · О возбуждении уголовного дела, · О возбуждении дела об административном правонарушении, · О возбуждении дела о возбуждении дисциплинарного производства   Выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина   Акт прокурора, в котором последний предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона

 

Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора:

- органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

- в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

- по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.

Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование;

· изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

· истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

· отказ в регистрации;

· временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

· отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

· лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

· дача предписаний об устранении нарушений;

· приостановление работ, эксплуатации объектов;

· применение мер административной ответственности.

 

 

20.5. Судебный контроль за законностью в государственном управлении

 

Субъекты судебного контроля
 
Конституционный Суд Республики Беларусь   Суды общей юрисдикции   Хозяйственные суды
   
Разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа   · рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы; · рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях; · рассмотрение жалоб организаций; · проверка при рассмотрении уголовных дел качества предварительного следствия; · рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления; · проверка при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц   осуществляют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных