Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики




22.1. Правовые основы и содержание управления экономической сферой

 

Таким образом, роль государства в регулировании экономических процессов заключается в использовании государственно-властных полномочий соответствующих государственных органов в процессе воздействия на субъекты экономических отношений в целях стимулирования производства, максимально справедливого перераспределения материальных и финансовых благ и ресурсов между всеми социальными группами общества, а также обеспечения общественной безопасности в процессе функционирования субъектов хозяйствования.

Исходя из изложенного, можно выделить три основные функции государства в экономической сфере:

1. Стимулирование производства материальных благ и услуг путем создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской активности;

2. Воздействие на экономические институты общества в целях перераспределения произведенных материальных и финансовых благ и ресурсов;

3. Установление административных требований и ограничений к субъектам хозяйствования и их деятельности в целях обеспечения общественной безопасности.

Основным средством воздействия государства на общественные отношения является право. Именно правовыми нормами устанавливаются рассматриваемые средства обеспечения публичных интересов в экономической сфере. Указанные нормы содержатся в различных нормативных правовых актах, причем нормы, направленные на регулирование экономических отношений можно разделить на два уровня: законодательный и подзаконный.

Рассмотрим нормативные правовые акты, регулирующие государственное участие в экономической жизни исходя из функций государства в экономике.

К первому (законодательному) уровню нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятной экономической среды относятся следующие:

1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;

2. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь;

3. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

Гражданское законодательство Республики Беларусь, представленное Гражданским Кодексом Республики Беларусь от 07 декабря 1998 г. № 218-З (принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.), в редакции Закона Республики Беларусь от 03.07.2011 г. № 285-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/744) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. (принят Палатой представителей 30 мая 2001 г., одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г.), в редакции Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 г. № 55-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780) определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Закон «Оподдержке малого и среднего предпринимательства» от 01 июля 2010 г. № 148-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 6 июля 2010 г. N 2/1703) определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Указанный Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности

Первый (законодательный) уровень нормативных правовых актов, регулирующих применение экономических средств регулирования рыночных отношений в целях перераспределения материальных и финансовых благ и ресурсов представлен следующими нормативными документами:

1. Налоговый Кодекс Республики Беларусь;

2. Банковский Кодекс Республики Беларусь;

3. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь;

4. Бюджет Республики Беларусь (в отличие от предыдущих нормативных правовых актов, указанный акт является срочным, то есть действует на протяжении определенного срока).

Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З (принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г., одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г), в редакции Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2 января 2003 г. N 2/920, (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г., одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г., в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2009 г. N 2/162-3) устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Отношения, регулируемые банковским законодательством Республики Беларусь, представленное Банковским Кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З (принят Палатой представителей 3 октября 2000 г., одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.), в редакции Закона Республики Беларусь от 14.06.2010 N 132-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 31 октября 2000 г. N 2/219) составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. N 412-З (принят Палатой представителей 17 июня 2008 г., одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.), в редакции Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 N 176-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 23 июля 2008 г. N 2/150) регулирует отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Государственный бюджет Республики Беларусь – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

К первому (законодательному) уровню нормативных правовых актов, регулирующих применение административно-правовых средств обеспечения общественной безопасности в экономической сфере относятся:

1. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

2. Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г. N 269-З, в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2010 N 228-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 12 января 2004 г. N 2/1018) устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в Республике Беларусь, регулирует правоотношения, возникающие в процессе сертификации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Действие настоящего Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов деятельности, действующие на территории Республики Беларусь, а также на граждан – субъектов предпринимательской деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 г. N 450, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 228 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 3 сентября 2010 г. N 1/11914) регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляемому в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Ко второму (подзаконному) уровню нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в экономической сфере относятся постановления соответствующих органов государственного управления, на которые возложены задачи по реализации норм законов, указов и декретов Президента Республики Беларусь, направленных на государственное регулирование экономических отношений.

Система республиканских органов государственного управления экономикой:

1. Совет Министров Республики Беларусь

· обеспечивает проведение единой экономической политики;

· принимает меры по обеспечению экономической безопасности,

· организует управление государственной собственностью;

· регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

· разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции, принимает их, если законодательными актами Республики Беларусь не предусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию;

· обеспечивает выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и др.

2. Министерство экономики;

3. Министерство промышленности;

4. Министерство энергетики;

5. Министерство архитектуры и строительства;

6. Министерство транспорта и коммуникаций;

7. Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

8. Министерство спорта и туризма.

Все перечисленные органы государственного управления осуществляют руководство соответствующими отраслями экономики в соответствии с их компетенцией, речь о которых пойдет во втором вопросе.

Следует отметить, что рассмотренные функции государства по регулированию экономических отношений в большинстве своем носят межотраслевой характер. Связано это в первую очередь с тем, что экономика является базовой сферой общества в целом и пронизывает все его сферы и институты, определяет характер и тип социальных связей и отношений, является основой политической организации общества. И целью государственного воздействия на экономику является улучшение благосостояния его граждан.

Что касается непосредственно экономических функций (производство и распределение материальных и нематериальных благ), то они имеют строго отраслевой характер и осуществляются в соответствующих отраслях экономики.

 

  Направления административно-правовое регулирования экономической сферы  
 
разработка и реализация системы мероприятий програм­много руководства прогнозирования, структурного преобразования экономики   государственная поддержка экономического и научно-технического потенциала   создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом

 

 

22.2. Управление промышленностью

 

Промышленность – ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства, ставящая своей целью добычу и переработку природных богатств.

Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее развитие производственных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.д.

Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности – акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управление ими существенно отличается от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.

 

Система органов управления промышленностью
   
промышленные министерства; государственные комитеты   местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством)   администрации промышленных объединений и промышленных предприятий

 

Республиканские органы государственного управления, относящиеся к промышленным
 
Министерство промышленности   Министерство энергетики   Государственный военно-промышленный комитет

 

Общее управление промышленностью в Республике Беларусь, проведение государственной политики в этом направлении возложены на Совет Министров, который управляет объектами государственной собственности, направляет и координирует работу министерств, иных органов исполнительной власти и др.

Центральное место среди органов управления промышленностью занимают промышленные министерства, на которые возложены задачи по непосредственной практической реализации государственной политики в соответствующих отраслях.

К промышленным относятся такие республиканские органы исполнительной власти, как Министерство промышленности, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет и др. Разделение министерств и государственных комитетов на чисто промышленные и другие достаточно условно, поскольку промышленные предприятия имеют и некоторые иные министерства и комитеты, а также негосударственные (общественные) образования. Это Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций, различные общественные объединения (профсоюзы) и др.

 

22.3. Управление сельским хозяйством

 

  Основные задачи Минсельхозпрода  
   
обеспечение реализации государственной аграрной политики
   
организация разработки и осуществление мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности государства
   
обеспечение осуществления государственного управления в отраслях агропромышленного производства
   
разработка и реализация мероприятий по структурной перестройке отраслей агропромышленного производства
   
участие в реализации государственной политики в сфере предпринимательства
   
участие в формировании и реализации социальной политики в сельской местности
   
координация деятельности органов власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности
   
обеспечение продовольственной безопасности государства; проведение аграрной реформы

 


22.4. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

Основные задачи в сфере строительства
 
коренное изменение инвестиционной политики   значительное сокращение количества одновременно сооружаемых объектов   существенное уменьшение объектов незавершенного строительства   развитие малых и средних населенных пунктов

 

 

Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством
 
Министерство жилищно-коммунального хозяйства   Министерство архитектуры и строительства   управления и отделы местных исполкомов

 


 

22.5. Управление коммуникациями

 

  Виды коммуникаций  
   
транспорт   связь   сети и системы топливного, энергетического и водного снабжения

 

 

Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление коммуникациями
 
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь   Министерство связи и информатизации
 
реализует государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства; содействует структурной перестройке экономики Беларуси; осуществляет руководство транспортно-дорожным комплексом; несет ответственность за его развитие; координирует работу объединений, учреждений, предприятий и организаций железнодорожного, речного, авиационного, автомобильного и дорожного хозяйства, которые входят в сферу его управления   определяет основные направления развития отрасли, к которым отнесены: разработка и осуществление мероприятий по развитию и усовершенствованию единой национальной системы связи, повышению ее качества, доступности и постоянного функционирования; регулирует деятельность по удовлетворению потребностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, объединений, учреждений, организаций и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи общего пользования; содействует развитию предпринимательства на конкурентных основах в сфере предоставления услуг связи; проводит государственную антимонопольную политику в области связи
   
Департамент по авиации  
 
основные задачи: реализация государственной политики по вопросам развития гражданской авиации; обеспечение потребностей отраслей национальной экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров; регистрация и сертификация объектов и субъектов гражданской авиации; разработка и реализация утвержденных Минтрансом основных направлений экономической, тарифной, финансовой, кадровой, научно-технической политики и экологической безопасности в гражданской авиации; осуществление надзора за обеспечением авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; осуществление других функций, которые вытекают из возложенных на него задач.    

 


22.6. Управление природопользованием и охраной окружающей среды

Природа представляет собой систему взаимосвязанных экологических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах: как естественные условия его жизни и деятельности; как источник и средство производства материальных благ; как объект его хозяйственной и культурной деятельности; как источник и средство морального воспитания и эстетического удовлетворения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Понятия «использование» и «охрана природных ресурсов» во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отождествлять их.

Использование природных ресурсов направлено на получение из природных ресурсов определенных полезных как для общества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств.

Цель охраны природных ресурсов – предотвращение экологически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса. Следует подчеркнуть особое значение охраны природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции Республики Беларусь).

 

Система управления использованием и охраной природных ресурсов
 
Совет Министров Республики Беларусь
 
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь   Министерство здравоохранения Республики Беларусь   Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь   Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь

 


22.7. Управление торговлей

 

Направления государственного управления торговлей
   
внешнеэкономическое   торговое   бытового обслуживания населения

 

Основные принципы государственного регулирования торговли: соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли; обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.

 

Основные формы государственного регулирования торговли
 
сертификация
 
техническое нормирование и стандартизация
 
государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров
 
лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
 
квотирование поставок товаров
 
формирование товарных ресурсов
 
проведение закупочных и товарных интервенций

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных