ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная система экологических знаний.Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ФГБОУ ВПО ПГУПС) -----------------------------------------------------------------------------------------------
Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»
О.И. КОПЫТЕНКОВА, А.В. ЛЕВАНЧУК Е.А. ШИЛОВА, Л.М. ЮФЕРЕВА
ЭКОЛОГИЯ (Теоретическая часть) Учебное пособие
Санкт-Петербург 2011
УДК 502.3 ББК 20.1
Экология (Теоретическая часть): учебное пособие. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011. – 60 с.
Учебное пособие по дисциплине «Экология (Теоретическая часть)» состоит из трех разделов: «Основы экологии», «Биосфера и человек», «Экологизация антропогенной деятельности» Материал, представленный в учебном пособии дает представление об экологии как о науке, синтетически объединяющей достижения различных отраслей естествознания, определяющей подход к комплексному исследованию закономерностей развития биосферы, о видах антропогенного воздействия и экологических проблемах современности; обоснование проведения контрольно-нормативных мероприятий, используемых при оценке воздействия объектов различного назначения на окружающую среду Преподавание экологических дисциплин для инженерно-технических специалистов должно отвечать современным требованиям и основываться на принципах развития науки и техники, обеспечивающих максимальную гармонизацию двух сред жизни и деятельности человека – биосферы и техносферы, а также учитывать особенности преподавания экологических дисциплин в высшем техническом учебном заведении, научный подход и склад мышления инженеров. Учебное пособие предполагает его использование в комплексе с учебным пособием «Экология (Практическая часть)», где изложены материалы по актуальным вопросам реализации системы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, а также контрольные вопросы, темы рефератов, методические указания по выполнению практического задания по дисциплине «Экология».
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей преимущественно дистанционной, очно-заочной и вечерней форм обучения.
УДК 502.3 ББК 20.1
©Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Шилова Е.А., Юферева Л.М., 2011 © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011
ВВЕДЕНИЕ Современные требования, предъявляемые к подготовке специалистов технических направлений высшей школы, предполагают необходимость глубокого понимания законов природы, лежащего в основе их будущей профессиональной деятельности. Независимо от специфики работы инженера, от места приложения знаний, полученных в учебных заведениях, решения производственных задач должны согласовываться с основным принципом развития современной науки и техники — максимальной гармонизации взаимоотношений двух сред жизни и деятельности всего сущего на земле - биосферы и техносферы. Однако, знания, получаемые студентами технических вузов в области экологических дисциплин, чаще всего строятся на расчлененном изучении сложных систем окружающего мира, на искусственном выделении событий из единого целого. Между тем, весь окружающий мир представляет единое, неделимое целое, связанное материально, энергетически и информационно. Развитие человечества вносит в природные процессы свой поток веществ, энергии, информации, создавая или усиливая современные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, истощения природных ресурсов планеты и связанные с этими нарушениями последствия. Поэтому экологическому образованию в высшей технической школе должно уделяться особое внимание, как на возможность влияния через деятельность выпускаемых специалистов на ход дальнейшего развития технического и научного прогресса. Преподавание экологических дисциплин в технических вузах должно иметь особенности, учитывающие учебный процесс, наличие в программе дисциплин, характерных для технических специальностей, научный подход и склад мышления инженеров. В этом плане представляется весьма уместным наиболее близкий и понятный им физико-философский подход к экологии в отличие от более традиционной биологической направленности. Важно отметить, что системный подход к пониманию устройства окружающего мира, к роли человека в этом мире, к перспективам дальнейшего существования жизни на планете необходим для будущих инженеров, деятельность которых связана с преобразованием этого мира. Без этого понимания невозможно понять причины противостояния человеческой цивилизации на современном этапе и природной среды, то есть определить причины экологического кризиса. Только комплексный, системный анализ явлений природы и антропогенного воздействия на окружающую среду может приблизить человечество к решению этих проблем, выработке и массовому распространению в общественном сознании новой экологической идеологии экоцентризма, правильной организации экологического образования и практической деятельности в области природопользования. Широкий взгляд на экологию, как на междисциплинарную область знаний, изучающую всеми доступными методами, как теоретические вопросы, так, и решающую прикладные задачи, должен способствовать формированию представления современного человека о глобальной экосистеме планеты - биосфере, частью которого он является и с которой он неразрывно связан единой судьбой. Предлагаемый к изучению теоретический материал предполагает наличие базисных знаний по экологии, полученных учащимися в рамках программы средней образовательной школы. Основы экологии
Современная система экологических знаний. Экология, как направление биологии, возникла в середине Х столетия, а как самостоятельная наука – на стыке ХIХ и ХХ столетий. Термин «экология» ввел известный немецкий биолог и философ Э. Геккель в 1866 году в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история миротворения», который определял экологию как «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды». Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище». 1. 1 Становление экологических знаний человечества . Экология, как область человеческого знания имеет свою историю развития, начавшуюся на заре развития самого человечества. Можно выделить и охарактеризовать следующие периоды ее развития (Табл.1): Табл.1 Периоды развития экологических знаний человечества.
На современном этапе превалирует комплексный подход к решению экологических вопросов. В целом, настоящий период развития экологии характеризуется созданием на базе межправительственных международных организаций программ и договоренностей, касающихся ограничения антропогенного воздействия на окружающую среду; осознанием первостепенной важности выработки концепции гармоничного развития человечества и природы. Экология из узконаправленной биологической дисциплины, изучающей взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой преобразовалась в научное направление, которое в настоящее время претендует на лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|