Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная система экологических знаний.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

 

О.И. КОПЫТЕНКОВА, А.В. ЛЕВАНЧУК

Е.А. ШИЛОВА, Л.М. ЮФЕРЕВА

 

 

ЭКОЛОГИЯ

(Теоретическая часть)

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург 2011

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

 

Экология (Теоретическая часть): учебное пособие. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011. – 60 с.

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Экология (Теоретическая часть)» состоит из трех разделов: «Основы экологии», «Биосфера и человек», «Экологизация антропогенной деятельности»

Материал, представленный в учебном пособии дает представление об экологии как о науке, синтетически объединяющей достижения различных отраслей естествознания, определяющей подход к комплексному исследованию закономерностей развития биосферы, о видах антропогенного воздействия и экологических проблемах современности; обоснование проведения контрольно-нормативных мероприятий, используемых при оценке воздействия объектов различного назначения на окружающую среду

Преподавание экологических дисциплин для инженерно-технических специалистов должно отвечать современным требованиям и основываться на принципах развития науки и техники, обеспечивающих максимальную гармонизацию двух сред жизни и деятельности человека – биосферы и техносферы, а также учитывать особенности преподавания экологических дисциплин в высшем техническом учебном заведении, научный подход и склад мышления инженеров.

Учебное пособие предполагает его использование в комплексе с учебным пособием «Экология (Практическая часть)», где изложены материалы по актуальным вопросам реализации системы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, а также контрольные вопросы, темы рефератов, методические указания по выполнению практического задания по дисциплине «Экология».

 

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей преимущественно дистанционной, очно-заочной и вечерней форм обучения.

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

©Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Шилова Е.А., Юферева Л.М., 2011

© Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования, предъявляемые к подготовке специалистов технических направлений высшей школы, предполагают необходимость глубокого понимания законов природы, лежащего в основе их будущей профессиональной деятельности. Независимо от специфики работы инженера, от места приложения знаний, полученных в учебных заведениях, решения производственных задач должны согласовываться с основным принципом развития современной науки и техники — максимальной гармонизации взаимоотношений двух сред жизни и деятельности всего сущего на земле - биосферы и техносферы.

Однако, знания, получаемые студентами технических вузов в области экологических дисциплин, чаще всего строятся на расчлененном изучении сложных систем окружающего мира, на искусственном выделении событий из единого целого. Между тем, весь окружающий мир представляет единое, неделимое целое, связанное материально, энергетически и информационно. Развитие человечества вносит в природные процессы свой поток веществ, энергии, информации, создавая или усиливая современные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, истощения природных ресурсов планеты и связанные с этими нарушениями последствия.

Поэтому экологическому образованию в высшей технической школе должно уделяться особое внимание, как на возможность влияния через деятельность выпускаемых специалистов на ход дальнейшего развития технического и научного прогресса.

Преподавание экологических дисциплин в технических вузах должно иметь особенности, учитывающие учебный процесс, наличие в программе дисциплин, характерных для технических специальностей, научный подход и склад мышления инженеров. В этом плане представляется весьма уместным наиболее близкий и понятный им физико-философский подход к экологии в отличие от более традиционной биологической направленности.

Важно отметить, что системный подход к пониманию устройства окружающего мира, к роли человека в этом мире, к перспективам дальнейшего существования жизни на планете необходим для будущих инженеров, деятельность которых связана с преобразованием этого мира. Без этого понимания невозможно понять причины противостояния человеческой цивилизации на современном этапе и природной среды, то есть определить причины экологического кризиса. Только комплексный, системный анализ явлений природы и антропогенного воздействия на окружающую среду может приблизить человечество к решению этих проблем, выработке и массовому распространению в общественном сознании новой экологической идеологии экоцентризма, правильной организации экологического образования и практической деятельности в области природопользования.

Широкий взгляд на экологию, как на междисциплинарную область знаний, изучающую всеми доступными методами, как теоретические вопросы, так, и решающую прикладные задачи, должен способствовать формированию представления современного человека о глобальной экосистеме планеты - биосфере, частью которого он является и с которой он неразрывно связан единой судьбой.

Предлагаемый к изучению теоретический материал предполагает наличие базисных знаний по экологии, полученных учащимися в рамках программы средней образовательной школы.

Основы экологии

 

Современная система экологических знаний.

Экология, как направление биологии, возникла в середине Х столетия, а как самостоятельная наука – на стыке ХIХ и ХХ столетий. Термин «экология» ввел известный немецкий биолог и философ Э. Геккель в 1866 году в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история миротворения», который определял экологию как «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды». Слово «экология» происходит от греческого «oikos», что означает «жилище», «местопребывание», «убежище».

1. 1 Становление экологических знаний человечества .

Экология, как область человеческого знания имеет свою историю развития, начавшуюся на заре развития самого человечества. Можно выделить и охарактеризовать следующие периоды ее развития (Табл.1):

Табл.1

Периоды развития экологических знаний человечества.

Период Источники знаний Вклад в развитие экологических знаний
1 Период отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с природой и ведения натурального хозяйства (VI— IV века до н.э.) Эпос и научные трактаты Египта, Индии, Китая Вавилона. Первые сведения о флоре и фауне, о способах обработки земли, о мелиорации и влиянии окружающей среды на здоровье человека.
2 Период накопления фактического материала учеными античности, средневековый застой. (I-IV век до н.э. – IVвек н.э.) Эмпедокл из Акраганта (Древняя Греция) «О природе» Зачатки идеи «естественного отбора».
Аристотель (Древняя Греция) «История животных», «О цветах» Классификация животных, связанная с условиями жизни.
Теофраст (Феофраст) (Древняя Греция) «Исследования о растениях» Описание растений и их сообществ.
Плиний старший (Древний Рим) «Естественная история» Обобщение данных по зоологии, ботанике, лесному хозяйству
3 Период сбора и первых попыток систематизация фактического материала, накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения (IVвек - XVIII век включительно) К Линней (Швеция) «Экономика природы» Описание типологии местообитаний, классификация живых организмов
Ж. Бюффон (Франция) «Естественная история» Идеи об изменчивости видов
Т. Мальтус (Англия) «Опыты о законе народонаселения» Развитие идей о развитии популяций
Ж.Б. Ламарк (Франция) «Философия зоологии» Описание роли внешних факторов в формировании строения животных, идеи об эволюции жизни
Ж. Турнефорр (Франция) «Элементы ботаники» Идеи о зависимости развития растений от условий среды и мест произрастания
Альфонс де Кандоль (Франция) «Ботаническая географии»
Р. Бойль (Англия) «Новые физико-механические эксперименты…» Первый экологический эксперимент по влиянию низкого атмосферного давления на развитие животных
Антони ван Левенгук (Нидерланды) «Письма в Лондонское королевское общество» Описание и попытки систематизации микроорганизмов
П.С. Паллас (Россия) «Зоогеография» Идеи исторического развития органического мира.
М.В. Ломоносов (Россия) «О слоях земных» Развитие идей влияние среды на организм, круговорота веществ.
А.Т. Болотов (Россия) «Записки» Классификация местообитаний растений
4 Период начала становления экологии как науки, возникновение эволюционной экологии. Связан с крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления; предпосылки экологических идей; выделены экология растений и экология животных (конец XVIII века – середина XIX века). А. Гумбольдт (Германия) «Идея географии растений» Введение понятия «сферв жизни», создание направления - биогеография.
Ч. Дарвин (Англия) «Происхождение видов путем естественного отбора…», «Происхождение человека и половой отбор» Теория происхождения, изменчивости видов, эволюционные идеи, идеи происхождения человека в результате эволюции обезьяноподобных предков.
Ю. Либих (Германия) «Органическая химия и ее приложение к земледелию и физиологии» Постулирование закономерности о лимитирующих факторах, ограничивающих развитие и распространение организма
И. М. Сеченов (Россия) «Элементы мысли», «Предметная мысль и действительность» Развитие эволюционных идей происхождения организмов, их зависимости от состояния внешней среды
К.Ф. Рулье (Россия) «О влиянии наружных условий на жизнь животных» Создание российской научной школы биологов –эволюционистов, развитие учения об адаптациях.
5 Период аутэкологического направления изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно к изменению факторов среды, т.е. факториальной экологии. Определение понятия «экология» (вторая половина (1866 г.) XIX века - середина (1936 г.) XX века.) Э. Геккель (Германия) «О развитии организмов» Введение понятие «экология», формулировка биогенетического закона.
Г. Спенсер (Англия) «Изучение социологии» Основание научного направления - экология человека.
Э. Зюсс (Австрия) «Лик Земли» Обобщения накопленных знаний о строении земной коры, введение термина «биосфера».
К. Мебиус (Германия) «Устрицы и устричное хозяйство» Развитие направления экологии сообществ, переход к системным исследованиям в экологии, введение термина «биоценоз».
В.В. Докучаев (Россия) «К учению о зонах природы», «О нормальной оценке почв». Создание учения о природных зонах и учения о почве
Ч. Элтон (Англия) «Принципы экологии» Формулировка закономерностей экологических пирамид, введение терминов «экологическая ниша», «пищевая (трофическая) цепь»
Г. Ф. Морозов (Россия) «Учение о лесе» Развитие концепции природных комплексов.
Г. Н. Высоцкий (Россия) «Покрововедение» Развитие идей связи эволюции растительности с деятельностью человека, введения термина «экотоп»
X. Берроуз (США) «География как экология человека» Развитие идей социальной экологии
Северцов А.Н.. (Россия/СССР) «Этюды по теории эволюции: индивидуальное развитие и эволюция» Развитие эволюционных идей развития организмов – создание научного направления эволюционной морфологии.
В. И. Вернадский (Россия/СССР) «Биосфера» Создание научного направления - биогеоэкологии, теории биосферы
Э. Леруа (Франция) «Происхождение человека и эволюция интеллекта» Развитие глобальной экологии, введение термина «ноосфера»
Д. Н. Кашкаров (СССР) «Среда и сообщества», «Основы экологии животных» Создание первых отечественных учебников по экологии
6 Период синэкологического направления, характеризует переход к системному подходу в исследованиях экологических систем, процессов материально-энергетического обмена. Начало развития количественных методов и математического моделирования. (40-70 годы ХХ века) А. Тенсли (США) «Правильное и неправильное использование ботанических терминов» Введение термина «экосистема»
Г. Ф. Гаузе Россия) «Борьба за существование» Развитие экспериментальной экологии, подтверждение принципа конкурентного исключения.
В. Шелфорд (США) «Принципы и проблемы экологии» Изучение взаимодействия организмов в наземных сообществах, формулировка «закона толерантности», введение термина «биоэкология».
В. Н. Сукачев (Россия) «Биогеоценология и фитоценология» Развитие современной биогеоценологии, введение термина «биогеоценоз»
Р. Линдеман (США) «Трофико-динамический аспект экологии» Определение основных принципов расчета энергетического баланса экологических систем.
Ю. Одум (США) «Основы экологии» и «Экология» Создание классических трудов по теоретической экологии.
Виноградский С.Н. (Россия) «Микробиология почвы. Проблемы и методы» Основание направлений - экология микроорганизмов и микробиология почвы
7 Период «экологизации» науки, становление комплексных, междисциплинарных направлений, учитывающих антропогенную деятельность, социальный и политический аспект развития цивилизации. (70-е годы ХХ века – настоящее время). В. Б. Сочава (СССР) «Введение в учение о геосистемах» Создание учения о геосистемах, введение термина «геосистема».
Д. Медоуз (США) «Пределы роста» Развитие идей глобальной экологии в работах «Римского клуба»
Б. Коммонер (США) «Замыкающийся круг» Формулировка постулатов «четыре закона экологии» - о взаимоотношении человечества и природы.
Н. Ф. Реймерс (Россия) «Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы» Систематизация понятий современной «большой экологии».
Н.Н. Моисеев (Россия) «Человек и биосфера» Развитие идеи коэволюции человечества и биосферы, развитие математической экологии, создание теории управления природопользования.
К.Л. Бертанафи (США) «Общая теория систем» Создание обобщенной системной концепции.

 

На современном этапе превалирует комплексный подход к решению экологических вопросов. В целом, настоящий период развития экологии характеризуется созданием на базе межправительственных международных организаций программ и договоренностей, касающихся ограничения антропогенного воздействия на окружающую среду; осознанием первостепенной важности выработки концепции гармоничного развития человечества и природы.

Экология из узконаправленной биологической дисциплины, изучающей взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой преобразовалась в научное направление, которое в настоящее время претендует на лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных