ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Черноморский судостроительный заводЗа столетнюю историю на заводе совершено много славных дел. Строились корабли и суда всех типов, собирались дизели и турбины, лебедки, шпили, трамваи, якоря и якорные цепи. Кроме постройки кораблей, завод участвовал в создании мостовых конструкций на великих реках нашей страны, в строительстве метрополитена и шахтного оборудования. Всего перечислить невозможно. И на протяжении всего времени красотой и гордостью завода были люди. Талантливые инженеры создавали корабли и машины, лучшие технологии, новейшее оснащение производства. Техническая мысль на заводе – это, прежде всего, главный инженер, его заместители. Первым директором был шотландец Гаррис, вместе с французскими инженерами выбрал территории под застройку. 1899г. Директор завода известный специалист в судостроении Николай Беклемишев. Завод стал основным поставщиком машиностроительной продукции всем судостроительным предприятиям страны. Юга. Он стал конкурентом известных тогда зарубежных фирм. Он создал училище для подготовки мастеров и бригадиров, а затем механо-техническое училище для подготовки техников-судостроителей, преобразованное со временем в Николаевским кораблестроительный институт. Заслуга следующего директора Иохима Каннегиссера – организация представительства завода во многих странах. При нем увеличилась мощность городской электростанции, построили городскую телефонную сеть, трамвайную дорогу, новый театр, много жилых домов. Старался казаться либералом. Шутя говорили, что он тоже участвует в демонстрациях и шествиях, но не выходя из фаэтона. В 1990г. Пост директоров двух заводов занял Николай Дмитриев. В короткие срок он заменил полностью иностранных специалистов отечественными. Это помогло избежать длительной каторги инженеру Костенко, осужденному за революционные выступления. Костенко с 1912-по1920г. был главным инженером завода. Насыщенная событиями и драматизма судьба этого человека не раз ставила его на грань жизни и смерти. Он родился в 1881г. В Полтавской губернии. Отец работал земским врачом, мать была учительницей, прекрасно владела иностранными языками. В семье было пятеро детей. Окончил гимназию с золотой медалью. Когда Володе было 14 лет, он совершил с отцом поездку в Севастополь. Они побывали на экскурсии на броненосце «Чесма»., видели «Три святителя» и «Георгия Победоносца». Эта поездка и определила дальнейшую судьбу Костенко. Он поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в Кронштадте (в сов. Время – Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзерджинского). После окончания училища был направлен на броненосец Орел. При Цусимском сражении Орел уцелел. Костенко был взят в плен. Прибыл в Петербург в 1906г. За свою жизнь. Выступая перед различными аудиториями, в печати, неоднократно возвращался к урокам Цусимской трагедии. За свою жизнь он издал сотни научных и публицистических работ. Карьера Костенко складывалась удачно. Он входил в число лучших специалистов России в области кораблестроения, его приглашали для консультации при новом проектировании. Он владел несколькими иностранными языками и осуществлял приемку кораблей, строившихся по заказу России за рубежом. Ему было тогда 28 лет. И тут происходит событие, резко изменившее всю его жизнь. По своим убеждениям он придерживался партии эсеров. Те, кто прошел через трагедию Цусимы, разобравшись в бессмысленности авантюры, участниками которой они стали в качестве пушечного мяса, не могли это простить. Царь подписал приказ о помиловании, но одновременно с этим Костенко навсегда увольнялся с государственной службы и из флота. Весной 1912г. Костенко появился в Николаеве на заводе Наваль. Николаев переживал тогда настоящий судостроительный бум, и он оказался в самом центре огромных по объему и многообразию работ. Февральская революция внесла в жизнь Костенко перемену: с сентября 1917г. Он был избран гласным городской Думы от партии эсеров, а потом и мером, сменив Николая Леонтовича. На долю Костенко пришелся, пожалуй, наиболее тяжелый и смутный период в истории Николаева, втянутого в интервенцию и гражданскую войну. В городе – двоевластие. Все это время Костенко находился в центре противостояния двух сторон. Советская власть не простила ему сдачу города немцам. Он решил навсегда уйти от политики, с белыми не сотрудничал и от должности городского головы отказался. В Николаеве у Костенко родился сын Михаил и две дочери Елена и Наталия. В 1920г. Умерла его жена. Владимир Полиевктович остался один с малолетними детьми. В 1922г. Оканчивается николаевски период в жизни Костенко, он переезжает в Харьков. Потом работа в Ленинграде. В 28г. Был арестован в связи с делом ленинградского Судотреста., был приговорен к расстрелу, но через 9 дней заменили на 10 лет в Соловецком лагере особого назначения. Работал в заключении конструктором. Его переводят в Харьков с отбыванием срока в особое бюро. Здесь Костенко разработал План реконструкции Ленинградских судостроительных верфей. В 1931г. Был освобожден и назначен главным инженером всесоюзного объединения Проектверфь., где он возглавил проектирование новых судостроительных заводов. Под его руководством было выбрано место и спроектирован новый судостроительный завод в Комсомольске- на- Амуре. Впоследствии Костенко лично разработал генеральный план завода и основы технологического процесса постройки судов на нем. Параллельно с этим был разработан проект строительства завода в Молотовске (Северодвинск). На этом заводе во 2пол.20в. были построены самые большие в мире атомные подводные лодки. В сер.1930х.г. под его руководством разработан проект строительства уникального нулевого стапеля для завода им.Марти в Николаеве. Впоследствии на нем были построены авианосцы. К своим 50-ти годам Костенко подошел с опытом, который не имел, наверное, ни один другой судостроитель в нашей стране: не знающий себе равных в истории океанский переход военной эскадры и участие в крупнейшем сражении в Цусимском проливе; овладение в период работы на Навале всеми тайнами конструкторской, технологической и производственной деятельности; знакомство с крупнейшими верфями и судостроительными заводами мира. В 1941г. Был арестован по ложному обвинению за вредительство при проектировании судостроительных заводов. И был признан врагом народа. С этим ему постоянно не везло. Верный своему принципу даже в заключении не терять времени даром, он занимался проектированием. В самый разгар блокады он появился в Ленинграде. В те дни он писал сыну: «Я страшно изголодался, и мой вес дошел до 50 кг, вместо 74-х.У меня развилась цинга, распухли ноги, я перенес голодную сыпь, дизентерию, но силы у меня еще остались, хотя я и представляю скелет, обтянутый кожей.. Меня встречают с радостью и заявляют, что никто не верил в мою виновность». За время пребывания в заключении, у него умерла от голода вторая жена. Он уезжает в Омск, где трудился до конца своей жизни. (1956). После войны под руководством Костенко были разработаны проекты восстановления николаевских судостроительных заводов им. Марти и им.61 Коммунара., проект строительства нового завода в пос.Октябрьское (Океан). Сталин лично внес фамилию Костенко в список лауреатов Сталинских премий – за создание судостроительных заводов первого поколения. В 1950г. Ему было присвоено это звание. О его жизни написано много книг, выпущена памятная медаль. Но все же самую главную книгу написал он сам. В 1955г. Вышла в свет его книга «На Орле в Цусиме». Книга несколько раз переиздавалась, но ее практически невозможно найти ни в библиотеках, ни на букинистических прилавках. Он выступил как крупный корабельный инженер, моряк, талантливый литератор, публицист и историк. Несмотря на заслуги, имя этого человека долгие годы было под запретом и в Николаеве. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|