Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАРАБОТКА «МАЯТНИКА» ПОСРЕДСТВОМ НАГАЙКИ




Все те, кто читал замечательную книгу В. Богомолова «Момент истины», должны помнить, как ловко Таманцев обезвреживал вражеских диверсантов, стреляя «по-македонски», и при этом «качал маятник» (тем же, кто не читал, рекомендуем обязатель­но прочесть).

На «качании маятника» стоит остановиться поподробней, хотя бы потому, что это явление по своей уникально и в той или иной степени присутствует практически во всех славянских единоборств, что абсолютно естественно, так как маятник, своей основе, идеально вписывается в саму концепцию русского боя.

По В. Богомолову, маятник — это «наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании». Приведенное определение абсолютно верно и адекватно отражает суть явления, но только с точки зрения бойца СМЕРШа или какого-нибудь иного представителя спецслужб. Для нас же верна только его первая часть, так как проведение «скоротечных огне­вых контактов при силовом задержании» не вхо­дит в наши задачи, и, Слава Богу..

Рискуя привлечь на себя возможное недоволь­ство, мы все же попытаемся сделать некоторые обоб­щения. Так, применительно к русским и славянс­ким единоборствам в целом, «качание маятника», на наш взгляд, целесообразно сформулировать в сле­дующем виде — это наиболее рациональные дей­ствия и поведение во время рукопашного боя, осно­ванные на сознательных уклонениях, проводимых на общем фоне наклонов корпуса по различным плоскостям, подчиненных внутренней ритмике че­ловека, а также на передвижениях в пространстве бойца, находящегося в пределах контактной дистан­ции с противником.

Заметим, что в данном случае основные передви­жения в пространстве могут быть двух видов:

1. прямолинейные — в случае скоротечного атакующего боя.

2. по круговым траекториям — в случае затяжного поединка.

Техника и манера исполнения маятника в раз­личных направлениях и школах, соответственно, раз­нится. Но общий, сформулированный нами, принцип неизменно соблюдается. Не претендуя на детальный обзор существующих способов качания маятника, отметим, что научиться ему можно, используя два ос­новных подхода.

1-й подход, «умозрительный». Это изучение ма­ятника по каким-либо методическим рекомендаци­ям или наставлениям тренера.

Отметим, что данный подход далеко не всегда мо­жет увенчаться успехом. Дело в том, что никакие даже самые подробные методические рекомендации не способны передать стереотип движений, являю­щийся оптимальным для каждого конкретного индивидуума. В данном случае речь может идти об осмыслении и передаче только самого принципа маятника. Проиллюстрируем высказанное утверж­дение на следующем примере. Несколько лет назад автор этих строк длительное время добросовестно пытался освоить маятник по рисункам, приведенным А.К. Беловым в «Изначалии» [2]. Но дальше осмыс­ления, собственно, самого принципа, дело, увы, не по­шло. И причина здесь, отнюдь, не в каких-либо мето­дических упущениях или в неумении А.К.Беловым додать материал. Наоборот, все было представлено на добротном, вполне высоком профессиональном уровне. Причина в другом. Она в некой принци­пиальной невозможности. Можно заучить отдельные движения, можно даже суметь произвести их доста­точно слитно. Но все равно, это будут отдельные дви­жения, поскольку в них отсутствует некая связую­щая первооснова.

Эта связующая первооснова есть не что иное, как внутренняя ритмика человека. Она изначально присутствует в каждом из нас и, по сути, является некой «биологической первообразной» для зало­женного в нас на генетическом уровне стереотипа движений. Соответственно пластика движений — это своеобразная «производная» от ритмики, кото­рая, в свою очередь, является строго индивиду­альной.

В связи с этим, наиболее оптимальным по наше­му мнению, является второй подход к овладению маятником.

2-й подход, «защитный». Это освоение маятника путем раскрытия внутренней ритмики и соответственно формирование природной пластики движений, вырабатываемой как защитное средство против оружия (в данном случае нагайки).

На наш взгляд, главное достоинство рассматри­ваемого метода заключается в том, что получаемый результат будет состоять именно из природных дви­жений, изначально заложенных в нас на генетичес­ком уровне. А самое главное, в нем не будет ничего чуждого, наносного, не соответствующего славянс­кому менталитету.

Мы также не открываем ничего принципиально нового, мы просто берем на вооружение опыт на­ших предков. По дошедшим до настоящего време­ни отрывочным сведениям, именно таким образом происходило обучение маятнику у казаков. Сам ма­ятник назывался по-разному, одно из дошедших до нас названий — «гойдок». По преданиям, он был привнесен на Дон запорожцами, где впоследствии был включен в систему «казачьего спаса».

В качестве оружия первоначально применялась нагайка, потом, по мере роста мастерства у обучае­мого, — шашка, пика и т.п. По легендам, опытные «характерники» (так, на Дону, называли мастеров «Казачьего Спаса») были неуязвимы не только для любого холодного оружия, но даже и для пуль. В качестве примера достаточно вспомнить самого зна­менитого донского «характерника» — легендарно­го генерала Бакланова. По свидетельствам очевид­цев, он выходил из боя в бурке, буквально просвечи­вающейся от пулевых отверстий. Сам же генерал при этом оставался цел и невредим. Недаром гор­цы его прозвали «Урус шайтан».

Но вернемся непосредственно к маятнику. Про­цесс обучения предельно прост. Бели ты находишь­ся в пределах контактной дистанции, лицом к лицу с противником, в руках у которого нагайка, и он достаточно уверенно работает ею против тебя, то ты поневоле вынужден будешь принимать какие-либо ответные действия. Поскольку заранее оговоренные правила запрещают убегать, наносить удары, отби­рать нагайку и т.п., то ответные действия как пра­вило, сводятся к сознательному уворачиванию, производимому на фоне отвлекающих наклонов по разным плоскостям и к перемещению круго­вым траекториям. Цель последних зайти к против­нику с наименее опасной стороны.

Скорость работы нагайкой на начальном этапе минимальна. Потом, по мере освоения маятника, скорость соответственно возрастает и так (в идеале) до боевой. Когда все это отработается до рефлекторного уровня, то получится не что иное, как знамени­тый русский маятник с весьма своеобразной пластикой движений. И поверь мне, читатель если ты сумеешь уходить от разящей нагайки, то от чего-нибудь попроще,например, от удара руки или ноги — ты всегда сумеешь уйти.

Но при этом нужно помнить, что качание маятника не в демонстративном, а в боевом скоростном варианте, процесс весьма энергоемкий требующей хоро­шей работы сердца и свободного дыхания. Так, что увы, здесь уже присутствуют возрастные ограничения.

Справедливости ради отметим, что существует и весьма интересный, третий подход к рукопашному бою в целом и к маятнику в частности. Так назы­ваемый — «музыкально-плясовой». Это когда внут­ренняя ритмика движений совпадает с внешней ритмичностью, задаваемой с помощью музыкального сопровождения, как правило национального. Ценность данного подхода что «декламация (пение) приучит нас к свободному дыханию, научит расслабляться и не привязывать вдохи-выдохи к движениям», по крайней мере утверждает в своей работе [6] А. Грунтовский. Но поскольку нами этот метод никогда не применялся, то он в рамках данного исследования не рассматривается.

Итак, Уважаемый Читатель, и если у тебя благодаря нашим стараниям нагайка засвистит в руках и ты начнешь передвигаться с весьма специфичес­кой пластикой, внешне напоминающей танец воина, то это значит, что ты освоил начальную технику нагаечного боя. Значит, наши усилия были не на­прасны, и ты готов к дальнейшему восприятию и самосовершенствованию.

Существует и следующий уровень, нагаечного боя {не путать с этапами освоения), он уже предполага­ет применение технических элементов повышенной сложности. Например, реверсионных ударов, осно­ванных на «сложных» восьмерках (само название говорит за себя), или применение «глухой» защиты путем вращения вертикальной восьмерки, состоя­щей из восходящих горизонтальных кругов. Так­же сложная техника предполагает применение не только кистевых, но и пальцевых перехватов. Что, к слову оказать, целесообразно осваивать параллель­но с пальцевой работой ножом, а в дальнейшем и... шашки.

Но главную, особую роль, можно сказать «жемчу­жину стиля», играет чрезвычайно эффективная при­кладная работа нагайкой, направленная на защиту. Рассмотрим ее в следующей главе.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных