ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ наличия, движения и технического состояния основных средств
При анализе основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» целесообразно изучить их натурально-вещественное содержание. Прежде всего, это обусловлено тем, что основные фонды неоднородны, каждый из конкретных объектов выполняет свою функцию и имеет свое целевое использование. Такое обстоятельство вызывает необходимость их классификации по разнообразным признакам. Под составом основных средств понимают их перечень по функциональному назначению и материально-вещественное содержание. Структура основных средств — это процентное соотношение стоимости отдельных видов основных средств в общей их стоимости. В процессе анализа устанавливают абсолютную динамику, а также структурные изменения в составе основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» (см.таблицу 3.1).
Таблица 3.1 - Состав и структура основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» в 2012 г.
Продолжение таблицы 3.1
Источник: собственная разработка по данным Приложения М Таким образом, за анализируемый год произошло увеличение основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» на сумму 1 784,3 млн. руб. Это, в первую очередь, обусловлено приростом объектов группы «Машины и оборудования» на 1 339,9 млн. руб. и группы «Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь» на 410,4 млн. руб. Также незначительное увеличение установлено по группам «Сооружения» (на 32,5 млн. руб) и «Транспортные средства» (на 2,4 млн. руб.). Графически это представлено на рисунке 3.1. Рисунок 3.1 - Состав и структура основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» в 2012 г. Источник: собственная разработка по данным таблицы 2.1. Обобщающими показателями состояния основных средств являются коэффициенты износа и годности. Коэффициент износа исчисляется как отношение суммы начисленного износа к первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств: Киз = И / Ф х 100, (3.1)
где Киз — коэффициент износа, %; И — сумма начисленного износа основных средств, млн. руб.; Ф — стоимость основных средств, млн. руб.
Этот показатель отражает состояние изношенности объектов основных средств и позволяет сделать предварительные выводы о необходимости их обновления. Коэффициент годности — это отношение остаточной стоимости основных средств к первоначальной (восстановительной) или, другими словами, это разница между единицей (100 %) и коэффициентом износа:
Кг = Фо /Ф х 100 = 100 - Киз, (3.2)
где Kг — коэффициент годности, %; Фо — остаточная стоимость основных средств, млн. руб.; Ф — балансовая стоимость основных средств, млн. руб.; Киз — коэффициент износа, %.
Данный коэффициент указывает на то, какая часть (процент) стоимости основных средств еще пригодна к эксплуатации. Коэффициенты износа и годности рассчитываются как на начало, так и на конец отчетного периода (года). Причем чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные средства организации. В таблице 3.2 представлена исходная информация для анализа динамики основных средств в УГП «Гродненское троллейбусное управление», млн.руб. Таблица 3.2 - Исходная информация для анализа динамики основных средств в УГП «Гродненское троллейбусное управление»,
Источник: собственная разработка по данным Приложений М-П По данным таблицы 3.2 произведем анализ динамики основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» в таблице 3.3. Таблица 3.3 - Анализ динамики основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление»
Продолжение таблицы 3.3
Источник: собственная разработка по данным расчетов по таблице 3.2. Следовательно, если балансовая стоимость основных средств возросла на 1 784,3 млн. руб., то их износ за время использования увеличился на 1713,6 млн. руб. Это привело к увеличению степени изношенности (снижению степени годности) основных средств на 8,35 %, что отражает ухудшение их технического состояния. Однако следует иметь в виду, что приведенные коэффициенты износа лишь относительно характеризуют степень изношенности основных средств. Экономический износ основных средств, исчисленный по нормам амортизации не соответствует их реальному физическому и моральному износу, который следует оценивать экспертным путем. Одной из наиболее важных проблем анализа является оценка технического уровня активной части основных средств. От своевременного их обновления в значительной степени зависит общая эффективность деятельности организации. Основными объектами анализа технического уровня основных фондов являются показатели изношенности и эксплуатационной годности активной части основных фондов. Степень физического износа зависит от многих факторов как внешнего, так и внутреннего характера действия. К внешним факторам относятся качество работ при возведении зданий, сооружений; климатические условия; качество и прочность комплектующих, из которых созданы объекты основных средств, и др. Внутренними факторами являются уровень эксплуатации основных фондов; степень их загрузки; интенсивность использования; техническое обслуживание и т.п. Для основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» характерен не только физический износ, вызванный самим процессом их использования, но и моральное старение. В результате создания на базе научно-технического прогресса новых, более совершенных видов основных средств, позволяющих повышать уровень предоставляемых УГП «Гродненское троллейбусное управление» услуг, становится невыгодным использование физически пригодных, но морально устаревших объектов. Вследствие морального износа основные средства обесцениваются, хотя их потребительная стоимость может оставаться неизменной. Замена морально устаревших основных фондов организаций осуществляется постепенно. В связи с этим возникает объективная необходимость установления и выявления изменения уровня прогрессивности основных средств. Этот уровень характеризуется удельным весом стоимости как прогрессивных, так и морально устаревших видов основных средств в их общей стоимости и рассчитывается на начало и конец года. Целесообразно также оценивать уровень прогрессивности активной части основных средств организации. Преимущественно значительному моральному старению подвергаются электронно-вычислительные, аналоговые, цифровые и другие подобные машины и устройства. Характерной особенностью основных средств УГП «Гродненское троллейбусное управление» является то, что их активная часть в незначительной степени находится под влиянием морального износа и слабо связана с развитием науки и техники. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|