Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нравоучительные проповеди, их характеристика




Сам Господь даровал людям особый нравственный закон. Этот нравственный закон мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности. Мы знаем, что очень часто человек не слушает голоса своей совести, он заглушает её грехом. Таких упорных грешников Слово Божие называет людьми с сожжённою совестью (1Тим. 4, 2). Душевное состояние таких людей крайне опасно и может оказаться гибельным для души. Поэтому задачей пастыря является раскрытие и разъяснение в проповеди правил нравственной христианской жизни. Эта задача осуществлялась посредством особого вида церковного учительства – нравоучительной проповеди.

Протоиерей Александр считал своим долгом учить свою паству законам нравственности. И прежде, он хотел научить людей любви. Той любви, о которой говорит нам Спаситель в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:12-14). Он считал эту заповедь основой всего Божественного закона, которая определяет человека в жизни, как временной, так и вечной. «Страшна жизнь без покаяния и обновления любовью к Богу и ближним. Но еще ужаснее, что мы узнаем об этом со всей ясностью только за гробом. Лишь тогда будут подведены итоги всей нашей жизни и определится наша окончательная судьба пред лицом Правды и Милосердия. О чем тогда спросит нас Господь? Он спросит нас о том, как мы относились к своим ближним, как проявляли к ним свою любовь: кормили ли мы голодных, поили ли жаждущих, принимали ли странников… и делали ли все это во имя Его (Спасителя), то есть из-за любви к Нему, а тем самым и из-за любви и «к меньшим братьям» Его (Мф.25,35-36,40). Почему только эти требования – требования любви к Богу и ближним - будут предъявлены на Суде Божием? Потому что на них «утверждаются весь закон и пророки» (Мф.22,36-40), потому что любовь «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14), потому что заповедь о любви – основная заповедь Спасителя (Ин.15,12,17)»[91].

Стараясь подражать Господу, отец Александр произносил свои проповеди, с целью, не осуждая людей за грехи, призвать их ко спасению, своим словом пробудить в них совесть и желание принять помощь Божию и духовно возродиться. Очень ярко это показано в проповеди «Христос и грешница». «Единородный Сын Божий пришел в мир, чтобы «не судить, а спасать мир» (Ин.3,17; Ин.12,47). И Сам Отец Небесный, участвуя в этом спасении, призывает всех нас через покаянную совесть к взаимному сближению и всепрощению, к участию в делах любви и милосердия. Господь зовет нас не терять ни дня, ни часа для этих дел. Зовет спешить делать добро, пока не поздно»[92].

Поучал батюшка просто и без прикрас. Как опытный врач душ человеческих, он не только прямо говорил об опасностях духовных недугов, но и старался врачевать их.

Многие пороки и грехи удаляют человека от Бога, не дают ему возможности разобраться в самом себе, в своей жизни, в своем отношении к Богу и людям.

Отец Александр называет причину болезни души и ее немощности в борьбе с грехом. Определяя этот недуг как расслабление духа, он называет его «основным недугом верующих людей нашего времени»[93]. Следствием и признаками этой болезни души, по мнению батюшки, являются «…слабая колеблющаяся вера, небрежная, холодная, нудная молитва, праздность, болтливость, уныние, мнительность и ропот, гордость и самомнение, нерасположение и вражда к людям, утрата внутренней связи с Богом и людьми, расслабления, немощи и болезни тела»[94].

В нравоучительных проповедях отец Александр не только обличает грех и порок, но и призывает к христианскому благочестию к живой апостольской вере. Приводя в пример людей из Евангелия, которых Христос спас благодаря их вере, протоиерей Александр называет веру «решающей силой нашего обновления и спасения»[95].

В проповедях отца Александра Ветелева звучит одна правда, обязательная в равной мере для всех слоев общества и актуальная даже для нашего времени (см. приложение № 6). Батюшка, как жил, так и учил своих пасомых, так и проповедовал, руководствуясь заповедью любви. В своих поучениях он, прежде всего, заботился о том благодатном действии, какое проповедь должна произвести на слушателя, а потом только о внешней стороне ее оформления. Он любил и учил любить людей, но не щадил порок во всех его формах.

Евангельская правда Христова, чувствуется в каждом слове пастыря, заставляет не только ему верить, но его любить и порождает желание все его наставления воплощать в жизнь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных