Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор гомилетического наследия протоиерея Александра




Готовящийся стать пастырем обязательно должен научиться проповедовать. Первым и главным условием и средством к успешному проповедническому служению святые апостолы и великие проповедники признают благодатную помощь Святого Духа, однако те же святые апостолы и проповедники, в виду важности и трудности проповеднической деятельности, требуют и со стороны самого пастыря особого приготовления к этому служению. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно проповедующим слово истины» (2 Тим. 2,15). Если святой апостол требовал от своего ученика особого приготовления ещё в то время, когда ниспосылаемы были многим верующим чрезвычайные дары Святого Духа, то тем более, это приготовление требуется от пастыря в настоящее время, когда не обретается в верующих чрезвычайных дарований. Отсюда ясно вытекает необходимость изучения такой науки, как Гомилетика.

Все это ясно понимал отец Александр Ветелев, поэтому, придя преподавать в Богословский институт, в первую очередь занялся исследованием этого вопроса. В 1949 году он представил на защиту магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковного православного проповедничества».

Протоиерей Александр в своей магистерской диссертации рассматривает церковное проповедничество в неразрывной связи с тремя составляющими: проповедником, проповедью и паствой. «Дело проповедничества он рассматривает как взаимовлияние проповедника, слова и паствы в их неразрывном единстве. Успех проповеди определяется ее воздействием на паству. А это воздействие предполагает знание проповедником своей паствы, его пастырскую ревность и благочестивую жизнь»[63]. В этом исследовании автор уделил большое внимание личным качествам пастыря-проповедника, его духовному настрою.

В теоретической части подробно описан процесс работы над проповедью. В современных условиях, по мнению автора, следует не столько углублять теорию проповедничества, сколько вооружать молодых проповедников элементарно-необходимыми сведениями для этого проповедничества. Отец Александр указывает, что необходимо анализировать зарождение проповеди в душе проповедника[64].

Жизнь человеческого общества постоянно изменяется, изменяются не только условия физического существования людей, но и духовно-нравственные запросы общества. Поэтому одной из проповеднических задач является раскрытие Евангельских Истин с учетом обстоятельств времени и условий жизни слушателей. Протоиерей Александр так определяет современность в проповеди: «Современность - та же народность, но взятая на последнем текущем отрезке времени. Современность в проповеди – это отражение в ней духовно-моральных недугов, уклонов, изъянов в личной, семейной, церковной жизни членов паствы на сегодняшний день»[65].

В практической части своего исследования отец Александр обращает внимание на тренировку хорошей дикции, выразительной речи. «Создав навык выразительности речи, проповедник использует его невольно и безотчетно в проповеди»[66]. Также он советует особенно хорошо подготовить первые слова проповеди и произнести их отчетливо, спокойно и торжественно[67]. Но, крайне недопустимым в проповеди протоиерей Александр считает наигранность и фальшь. Он пишет: «Фальшь, наигранность, искусственная приподнятость тона здесь не терпимы, поэтому, когда мы говорим о голосовых средствах, то имеем в виду не мастерство ораторского произношения, всегда содержащего в себе элемент искусственности, а естественность и полноту одушевления во внутреннем и во внешнем слове проповедника. Эта естественность и полнота одушевления, приподнятости духа, накопленная недельной подготовкой проповеди, сама в себе находит силу и выразительность голоса и сердечную задушевность тона»[68].

Схема 1.
Профессор-протоиерей Александр Ветелев в практической главе своего курса лекций показал на примере темы молитвы, как проповедь может отражать идею распятия и воскресения со Христом благодаря особому внутреннему строению.

1. Почему нам нужно молиться?

2. Что такое молитва?

3. Как мы относимся к молитве и почему?

4. Куда нас приведет жизнь без молитвы?

5. Чему нас учат примеры святых?

6. Как и когда мы должны молиться?

7. Заключение — молитва-призыв.

Графическая интерпретация такого плана проповеди (Схема 1) принимает вид глубокой чаши с широким дном и пологими краями. «С левой стороны чаши,— пишет отец Александр,— к нам как бы спускается слово Божие, чтобы просветить, обновить и подвигнуть к возрождению (1, 2-й пункты плана). Слово Божие вскрывает всю тяжесть и гибельность нашего греховного положения (3, 4-й). Пробужденный примером святого наш дух начинает восходить к надежде (5, 6-й), и напряжение души разрешается молитвой (7-й пункт плана)»[69].

Таким образом, в своем труде отец Александр описал и систематизировал гомилетический опыт Русской Православной Церкви, рассмотрел психологию современного верующего человека и обозначил задачи современной проповеди, уделил внимание и указал типичные ошибки начинающего проповедника. В настольной книге священнослужителя диссертация протоиерея Александра Ветелева названа «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики»[70]. Хотя сам автор, при всей глубине исследования называет его «не столько научным трудом по курсу проповедничества, сколько проповедью-призывом к проповедничеству и показом, как надо учиться этому великому делу»[71].

Содержание и анализ сборника поучений на чинопоследование Божественной литургии

Сборник поучений на чинопоследование Божественной литургии включает в себя 17 проповедей, по количеству важных литургийных моментов.

Этот сборник является второй частью первого тома докторской диссертации протоиерея Александра Ветелева. В достаточно пространном введении автор объясняет особенность построения поучений, которая состоит в том, что оно связано с «…особенностью построения самого литургического чина, как он дан в нашем служебнике»[72]. Автор сравнивает ход литургии с движением по «лествице», от одного священнодействия к другому. Каждое из них является законченным и самостоятельным целым по своему содержанию и по форме, вместе с тем открывается как очередное звено в «развитии основной идеи – подготовки к благодарению, возношению, освящению Честных Даров, а затем и к принятию их в Св. Причащении»[73].

В содержание данных поучений вошла вся литургия, кроме тех священнодействий, которые не имеют непосредственного отношения к молящимся, как, например, причащение священнослужителей в алтаре, а также все то, что совершается в алтаре после причащения мирян.

Отец Александр уделил значительное внимание в своих поучениях вопросу привлечения молящихся к активному участию в богослужении. «Каждая ектения, каждое прошение ее (литургии. – М.М.) – это сигнал, это зов молиться о всех тех, о ком просит принять молитвенное участие св. Церковь.

И эти молитвы всех и каждого в отдельности должны быть настолько захватывающими и исчерпывающими, чтобы после них уже не явилась потребность «заказывать» дополнительные молебны или панихиды и тем умалять значение в только что принесенной за литургией «бескровной» Жертвы за живых и почивших и личной молитвенной жертвы каждого молящегося»[74].

Протоиерей Александр, в своих поучениях, возлагает на пастырей обязанность помочь каждому члену своей паствы быть активным участником Божественной литургии.

Что касается внешнего построения проповедей данного сборника, то поучения приспособлены к той «лествице», о которой шла речь выше. Каждое из назиданий раскрывает и освещает очередное звено в литургическом чине. Отец Александр стремиться довести до сознания слушателя все литургическое содержание каждого звена и особенно те тайные молитвы, без знания смысла которых очень трудно уловить и главный смысл самой литургии. «Боголюбивые слушатели»[75] - с любовью обращается батюшка к своей пастве. Он, объясняя значение каждой молитвы, подытоживает их пастырским наставлением: «…предстоятель читает тайную молитву 3-го антифона, начинающуюся со слов: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы», и далее в молитве содер­жится моление ко Господу исполнить прошения всех нас, молящихся в храме, и подать «познание истины в этом веке и жизнь вечную в будущем веке». Братие и сестры, никогда, пребывая в храме, не следует забывать, что у Господа все мы, молящиеся, составляем одну семью и что успех нашей молитвы будет несомненным, если даже вдвоем или втроем будем молиться «едиными устами и единым сердцем», выражая в молитвах свою веру и любовь к Богу и друг к другу. Об этом и напоминает содержание этой антифонной молитвы»[76].

Батюшка в каждом своем поучении основательно и всесторонне раскрывает одну тему, ясно обосновывает и выводит из нее же нравственное приложение. Некоторые проповеди велики по размерам, но изложены очень точно и наглядно, что дает возможность не терять главный смысл. Самое главное их достоинство – это простота, проникнутая любовью и мудростью опытного пастыря – пастыря, который «…душу свою полагает за овцы» (Ин.10,11). (Приложение № 1).

Содержание и анализ сборника поучений на воскресные утренние зачала

Сборник поучений на воскресные утренние зачала, включает в себя 11 проповедей, по числу утренних евангельских зачал. Предваряется сборник содержательным введением, объясняющим основную тему утренних евангельских чтений. В нем говорится: «Основной особенностью евангельских зачал, читаемых за воскресным всенощным бдением в течение всего года, является единство их темы, или предмета: все они посвящены явлениям воскресшего Господа женам-мироносицам и апостолам за время от Воскресения до вознесения Господня»[77].

Отцу Александру удается описать не только обстановку этих событий, но и объяснить состояние людей и некоторые недоуменные вопросы. «Одним из недоуменных вопросов при чтении повествования евангелистов о раннем утре Пасхальной (воскресной) ночи является упоминание о Марии Магдалине в 2-х женских группах (Мф.28,1, Мрк.16,1), тогда как у еванг. Иоанна она хотя и дважды посещает гроб (Ин.20,1,11), но в том и другом случае в единственном числе.

Разрешается это недоумение тем, что с одной группой св. жен Мария Магдалина ходила «посмотреть гроб» (Мф.28,1, см. Лук.23,55), а затем отделилась от этой группы, чтобы со второй группой «покупать ароматы» (Мрк. 16,1). Ко гробу же с этими ароматами она устремилась одна, когда было «еще темно» (Ин. 20,1).

Разница в евангельских повествованиях о раннем утре Пасхальной (воскресной ночи), кроме указанной, имеет причину, связанную со степенью духовной подготовки к вере в воскресение Господа, с которой подходили ко гробу св. жены. Сам Христос всегда и везде один и тот же Христос. Его любвеобильность всегда готова излиться на всех, приготовленных к ее восприятию. Если же подготовленность эта различна, то и излияние любви Христовой бывает различным и по силе и по форме своего проявления. Этими двумя причинами и объясняется, почему воскресший Христос одной группе св. жен явился, а двум другим не явился»[78].

Протоиерей Александр Ветелев в своем сборнике затрагивает тему о том, кому первому явился Воскресший Спаситель. На основание толкования апостолов, святых отцов, богословов он утверждает, что «явление воскресшего Господа было сначала именно… Пресвятой Богородице»[79].

Каждая проповедь раскрывает конкретную тему, связанную с пасхальными событиями. В основном, отец Александр дает толкование этим событиям, но и не забывает про нравственно-назидательный характер. Цель бесед - углубить понимание Евангельских истин, научить верующих рассуждать, размышлять над Евангелием, делать для себя соответствующие выводы.

Что касается внешнего построения, то все эти проповеди можно отнести к типу экзегетических поучений. Начинаются они с того, что батюшка своими словами пересказывает содержание Воскресного Евангельского зачала, а затем, когда все слушатели усвоили прочитанное, дает на него толкование и пастырское наставление, основанное на авторитетных объяснениях отцов Церкви.

Отец Александр все свое умение, все знания идуховный опыт направил на то, чтобы глубокие Евангельские истины стали близки и понятны слушателям. Он стремился преодолеть то временное пространство, которое отделяет слушателей от апостольского века, и это ему удалось. Он вел беседы, исходя из соображения, что дух христианина воспитывается на Слове Божием, что в Священном Писании есть ответы на все вопросы души. Батюшка, горячо любивший прихожан, своими поучениями делает понятным для верующих глубокий смысл и значение Священного Писания в деле спасения. (Приложение № 2).

§ 3.4 Содержание и анализ сборника поучений «Путь к пробуждению»

Сборник великопостных и пасхальных поучений «Путь к пробуждению» является третьим томом докторской диссертации протоиерея Александра. Сборник содержит беседы, произносившиеся отцом Александром в Великопостные и Пасхальные дни многих лет пастырско-проповеднической деятельности на приходе и в академическом храме. Пятьдесят восемь проповедей охватывают большой период, начиная с подготовительных недель к Великому посту и заканчивая поучением в день Святаго Духа.

Понимая всю значимость обозначенного периода в духовной жизни христианина, отец Александр в эти благодатные дни проповедовал с особенным усердием, стараясь своим пастырским словом расположить христиан к покаянию, научить правильно понимать смысл и значение Великого поста. (См. приложение № 3).

Тематика данных проповедей самая разнообразная. Встречается толкование зачал из Евангелия, и проповеди по случаю Господского или Богородичного праздника, назидания на ту или иную неделю Великого поста, и поучения общего характера об основных понятиях Православного вероучения.

Темы о посте, покаянии, о Божественной любви к человеку особо затрагиваются в сборнике, они раскрываются проповедником широко и всесторонне. Много проповедник говорит и о смирении, простоте и терпении как о необходимых условиях нравственного совершенства и должного проведения великопостных и пасхальных дней.

Отец Александр, зная и понимая, как благотворно на душу действует слово Божие, старался, более доступно излагать свои поучения для паствы. Батюшка обычно пересказывал евангельский текст своими словами, чтобы разбираемый отрывок из Евангелия сделать максимально понятным или доступным для слушателей. (Приложение № 4).

Проповедуя об истинном посте, протоиерей Александр призывает нас искренне, без лукавства просмотреть и разумно оценить свою жизнь, дать ей объективную оценку. «Наше покаянное состояние, братья и сестры, возникает с того момента, когда мы начинаем задумываться о своей жизни, проверять себя…»[80]. В эти святые дни он желает нам пробудиться от духовного сна и, подобно блудному сыну, придти в себя: «В этом образе покаяния дана вся история человеческого греха, начиная с зарождения (своеволия), развития (распутства) и кончая покаянием («в себя пришед») и возвращением к Отцу Небесному[81]. Но также отец Александр предупреждает нас: «Борьба с самим собой, со своей греховностью – самая тяжкая борьба на земле»[82].

Краеугольным камнем всех проповедей этого сборника является тема любви, тема заповеди любви к Богу и ближнему. В одной из бесед проповедник задается вопросом: «Способна ли душа подняться выше, способна ли она любить других людей, кроме близких и избранных? Способна ли иметь в себе самой источник неиссякаемой любви, т.е. такой, которая, возрастая, могла бы охватить все больший и больший круг лиц и с большей жертвой для них?»[83]. И сам отвечает на свой вопрос: «Такой широты любви и такого внутреннего неисчерпаемого ее источника у любви естественной, душевной не имеется. Все это имеет любовь…духовная…, благодатная, не просто человеческая, а христианская, со Христом неразрывно связанная»[84]. В своих проповедях протоиерей Александр призывает нас любить людей, потому что «никто нам не чужой»[85], такую любовь он ставит высшей добродетелью, ключом к Божественному Царству.

В сборнике сложно дать оценку проповедям, потому что они все образцовые. Каждая пробуждает в читателе благоговейные и покаянные чувства, радость и христианскую любовь, терпение и жажду праведной жизни.

Логично построены и просты для понимания, в тоже время, проникнуты благодатным воздействием на слушателя. Священник или мирянин, читая их, обязательно почерпнет что-то полезное. Начинающий проповедник найдет в этом сборнике свежую творческую мысль, а слушатель воспримет ее всем сердцем и душей.

Хотелось бы выделить проповедь, предназначенную для произнесения на первой седмице Великого поста. Отличительная черта в том, что ее содержание открывает нам отца Александра как опытного духовника, тонко чувствующего человеческую душу. В этом наставлении, он показывает внутренний мир души, пагубное влияние на нее страстей и благотворное действие добрых дел и благодати Божией на внутренний мир человека. Проповедь передает опыт общей исповеди и может быть хорошим пособием для проведения этого таинства.

Проповедник объясняет смысл общей исповеди и задачу духовника при этом таинстве: «Каждый из нас, исповедников, проникаясь сознанием этого греха, говорит про себя: «…прости меня, Господи!» Духовник помогает в этом самоосуждении, когда после каждого названного им греха спрашивает: грешны этим грехом? Надо помнить, что духовник, ведя исповедь, не проповедь говорит, чтобы вы трогались ею, умилялись, но молчали, не открывая уст своих. Если вы так поймете исповедь, то будете не исповедниками, а только слушателями, и это будет не исповедь, а только покаянная проповедь. Нет, духовник только воздействует на вашу совесть, поднимает со дна вашей души ваши же грехи, чтобы вы сами, вслед за духовником, называли эти грехи и открыто каялись в них. Если духовник не назовет какой-либо грех, то всякий, кто имеет его, кается и в нем, говоря про себя: «Грешна завистью (завидую соседке, подруге), тайноядением, скупостью»... и проч. и проч. Чем больше каждый исповедник вспомнит своих грехов и назовет их, тем больше простит его Господь и тем полнее будет исповедь»[86].

На сегодняшний день, по устоявшейся академической практике, после проповеди начинается молитва, а потом перечисляются различные грехи со словами: «Прости нас, честный отче!». Проповедь отца Александра гармонично включает в себя и молитву, и перечисление грехов и даже их объяснение. Следуя по заповедям, он объясняет каждый грех, заканчивая каждое разъяснение молитвой. Проповедник дает такую оценку греховному делу, что оно действительно становится противным и мерзким для человека. Так, например, он говорит об отношениях в семье: «А как относятся в семьях друг к другу муж и жена, как оба относятся к детям и тем родным, которые живут с ними? Сколько ран сердечных мы наносим в своих семьях друг другу резкими оскорбительными словами. Как редко идем на взаимные уступки. Как мало любви, согласия, взаимопонимания между нами, членами единой семьи. Как часто муж не понимает жены, мать — своей дочери. Как мало доверия и как много скрытой и явной размолвки, а подчас и вражды! А все потому, что мы далеки от самоотречения и смирения, утратили терпение, не признаем ни в чем воздержания и тяготимся семейными обязанностями. Без этих же добродетелей не может быть благочестивой семьи. Грешны ли мы в утрате семейных добродетелей? Кайтесь! Кайтесь! Пусть каждый покается: «Прости меня, Господи, за семейные раздоры, неполадки, размолвки и за те кровоточащие раны, которые мы словами и делами так часто наносим в семьях друг другу».

Помолимся: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прости нас, союз любви нарушающих, и благослови на жизнь в мире и любви со своими присны­ми, и помоги нам в этом, Господи!» [87].

Также нужно отметить то характерное, особенное, личное, чем проникнуты поучения отца Александра. Прежде всего, следует подчеркнуть краткость, простоту, прямодушие проповеднической речи. Слово Божие пастырь преподносит общедоступным, понятным языком, приближая этим людей к пониманию важных христианских истин.

Все перечисленные выше особенности в проповедях и поучениях отца Александра Ветелева говорят об их современности. Они не оторваны от действительности и дают весьма содержательные ответы на вопросы, которые ставит перед христианами сама жизнь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных