Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Покаянная молитва мытаря.




«Всякий... унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

С предыдущего воскресенья, благочестивые слушатели, Святая Церковь уже начала готовить нас к Великому посту. Мы слышали тогда Евангельское повествование о Закхее. Этот человек, движимый внутренней потребностью в ду­ховном возрождении, стал искать встречи со Хрис­том. И эта встреча произошла в доме Закхея, прине­ся «спасение дому сему» (Лк. 19, 9).

История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то и другое.

Но как следует искать Бога и что нужно для ду­ховного возрождения?

На этот вопрос более подробно отвечает притча сегодняшнего Евангельского чтения — о мытаре и фарисее. Для кого и для чего она была сказана? Она была сказана, как говорит евангелист, для тех, «Которые были уверены о себе, что они правед­ны, и уничижали других» (Лк. 18, 9).

И вот, дабы показать, что не самоуверенные и гор­дые, а смиренные и кающиеся угодны Богу, Иисус Христос и сказал эту притчу. Самоуверенные и гор­дые даны в ней в образе фарисея, а смиренные и кающиеся — мытаря. Оба они, фарисей и мытарь, пришли в храм помолиться, но как различно оказа­лось их внутреннее состояние и внешнее поведение.

Фарисей сразу же прошел вперед, и первыми сло­вами его внутренней молитвы были слова самовозношения: «Боже! благодарю Тебя, что я не та­ков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелю­бодеи или как этот мытарь» (Лк. 18, 11).

Сколько гордости и высокомерного осуждения других в этой молитве фарисея. Он благодарит Бога не за Его милосердие, не за благое промышление о мире и людях. Нет, он благодарит Его за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждаю­щимся в покаянии и милосердии Божием. Нет, не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фари­сей стал выставлять перед Господом: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 12).

Перечислять свои достоинства и заслуги пред Бо­гом может только гордость человеческая, не желаю­щая понять, что тем удаляет себя от Господа.

«А вот, на кого Я призрю, - говорит Сам Бог пророку, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66, 2).

«Бог гордым противится, — говорит апостол, — а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5, 5).

Братия и сестры! Как часто и мы гордимся, когда постимся, считая себя лучше тех, кто не постится, как часто тщеславимся при оказании какой-либо помощи ближним, любуемся собой и превозносим свои достоинства, забывая, что пред Богом мы всего лишь «неключимые рабы» (Лк. 17, 10), что на одно доброе, хорошее дело у нас приходятся десятки и сотни плохих и недобрых и что похваляться нам нечего и нечем. И, однако, каждый из нас считает себя в глубине души лучше других, или уж, во вся­ком случае, не хуже их.

Как близки мы по своей гордости к фарисею се­годняшней притчи! И как необходимо нам подра­жать мытарю, быть ближе к нему в смирении и по­каянном чувстве.

Сосредоточим же на мытаре, на его поведении свое внимание.

В храм он вошел с сознанием глубокой грехов­ности и виновности пред Богом и с жаждой духов­ного обновления. Едва перешагнув порог, он сразу же остановился, не смея ни шагнуть дальше, ни поднять глаза кверху, ни осмотреться кругом. Вой­дя в храм, он тут же ощутил его как дом Божий, как святилище Всевышнего, где Сам Бог встречает каждого вошедшего человека. Почувствовав это, грешная душа мытаря вострепетала и с молитвен­ным воплем обратилась к милосердию Божию: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 13). Дрогнуло сердце мытаря, и совесть его откры­лась для глубокого покаяния и исповеди пред Ли­цом Божиим. И вот один за другим стали вставать в памяти грехи его и переживаться им как вина, как преступление пред Богом.

Опуская все ниже и ниже голову и «ударяя себя в грудь», он продолжал взывать к милосердию Все­вышнего: «Боже! будь милостив ко мне, грешни­ку!» Как много обид, огорчений причинил он бед­ным людям, сиротам и вдовам, обирая их непосиль­ными налогами и поборами. Сколько слез было про­лито ими! Сколько укоров, бранных слов, проклятий и угроз было сказано в его адрес! Все это сейчас вновь нахлынуло на него, раздирая сердце горькой, покаянной скорбью. Чем он может оправдаться пе­ред Богом, В чем найти защиту? — Только в мило­сердии Божием. И вот вновь и вновь грешный мы­тарь взывает к Господу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»

Долго, долго так покаянно и сокрушенно молился мытарь, пока не сошла с его души скверна грехов­ная, и он не очистился милосердием Божиим. Оп­равданный Богом (Лк. 18, 14), он вышел из храма уже другим человеком и уже для другой жизни.

Братия и сестры! Почему мытарю удалось глубо­ко пережить свою греховность и очиститься? Пото­му, что покаяние его началось еще задолго до его молитвы в храме. Здесь оно лишь усилилось и пре­вратилось в живую и чистосердечную исповедь пе­ред Богом. Смиренно и сокрушенно призывая мило­сердие Божие, он получил просимое: Господь посе­тил его и очистил, сняв греховную тяжесть с совести его. Так произошло возрождение мытаря.

Святая Церковь, готовя нас к посту и покаянию, заранее указывает примеры — как готовиться к этому столь спасительному подвигу. Образом Закхея она призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий, сознание своей греховнос­ти и потребность покаяния и обновления.

Образ мытаря Церковь дает нам как путеводи­тель покаяния, а его молитву — как образец пока­янной, сокрушенной молитвы: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»

Многие из нас, братия и сестры, знают эту молит­ву, но не всегда ею пользуются. А между тем, от сер­дца произносимая, она таит в себе благодатную силу и приближает нас к смирению и покаянию, а тем самым и к милосердию Божию. Вчера, за всенощ­ным бдением, Святая Церковь пробудила наш дух к покаянию пением «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Этим дивным песнопением Церковь также готовит нас к посту, указывая, что постыдны­ми грехами осквернили мы свою телесную «храми­ну» и, надеясь лишь на милосердие Божие, должны молитвенно взывать; «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

Будем же внимать заботам о нас Матери-Церкви и готовить себя к посту и покаянию, подражая мы­тарю.

Не будем молиться горделиво и самонадеянно, как фарисей, ибо «всякий, возвышающий себя, уни­жен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18,14).

Смирим же себя пред Богом, как мытарь, зовуще: «Очисти ны, Боже, грешных…» (из стихиры на «Гос­поди воззвах).

«Боже! Будь милостив к нам, грешным!» Аминь.[108]

 

 

 


Приложение №7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных