![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Покаянная молитва мытаря.«Всякий... унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14). С предыдущего воскресенья, благочестивые слушатели, Святая Церковь уже начала готовить нас к Великому посту. Мы слышали тогда Евангельское повествование о Закхее. Этот человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи со Христом. И эта встреча произошла в доме Закхея, принеся «спасение дому сему» (Лк. 19, 9). История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то и другое. Но как следует искать Бога и что нужно для духовного возрождения? На этот вопрос более подробно отвечает притча сегодняшнего Евангельского чтения — о мытаре и фарисее. Для кого и для чего она была сказана? Она была сказана, как говорит евангелист, для тех, «Которые были уверены о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9). И вот, дабы показать, что не самоуверенные и гордые, а смиренные и кающиеся угодны Богу, Иисус Христос и сказал эту притчу. Самоуверенные и гордые даны в ней в образе фарисея, а смиренные и кающиеся — мытаря. Оба они, фарисей и мытарь, пришли в храм помолиться, но как различно оказалось их внутреннее состояние и внешнее поведение. Фарисей сразу же прошел вперед, и первыми словами его внутренней молитвы были слова самовозношения: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Сколько гордости и высокомерного осуждения других в этой молитве фарисея. Он благодарит Бога не за Его милосердие, не за благое промышление о мире и людях. Нет, он благодарит Его за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждающимся в покаянии и милосердии Божием. Нет, не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фарисей стал выставлять перед Господом: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 12). Перечислять свои достоинства и заслуги пред Богом может только гордость человеческая, не желающая понять, что тем удаляет себя от Господа. «А вот, на кого Я призрю, - говорит Сам Бог пророку, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66, 2). «Бог гордым противится, — говорит апостол, — а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5, 5). Братия и сестры! Как часто и мы гордимся, когда постимся, считая себя лучше тех, кто не постится, как часто тщеславимся при оказании какой-либо помощи ближним, любуемся собой и превозносим свои достоинства, забывая, что пред Богом мы всего лишь «неключимые рабы» (Лк. 17, 10), что на одно доброе, хорошее дело у нас приходятся десятки и сотни плохих и недобрых и что похваляться нам нечего и нечем. И, однако, каждый из нас считает себя в глубине души лучше других, или уж, во всяком случае, не хуже их. Как близки мы по своей гордости к фарисею сегодняшней притчи! И как необходимо нам подражать мытарю, быть ближе к нему в смирении и покаянном чувстве. Сосредоточим же на мытаре, на его поведении свое внимание. В храм он вошел с сознанием глубокой греховности и виновности пред Богом и с жаждой духовного обновления. Едва перешагнув порог, он сразу же остановился, не смея ни шагнуть дальше, ни поднять глаза кверху, ни осмотреться кругом. Войдя в храм, он тут же ощутил его как дом Божий, как святилище Всевышнего, где Сам Бог встречает каждого вошедшего человека. Почувствовав это, грешная душа мытаря вострепетала и с молитвенным воплем обратилась к милосердию Божию: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 13). Дрогнуло сердце мытаря, и совесть его открылась для глубокого покаяния и исповеди пред Лицом Божиим. И вот один за другим стали вставать в памяти грехи его и переживаться им как вина, как преступление пред Богом. Опуская все ниже и ниже голову и «ударяя себя в грудь», он продолжал взывать к милосердию Всевышнего: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Как много обид, огорчений причинил он бедным людям, сиротам и вдовам, обирая их непосильными налогами и поборами. Сколько слез было пролито ими! Сколько укоров, бранных слов, проклятий и угроз было сказано в его адрес! Все это сейчас вновь нахлынуло на него, раздирая сердце горькой, покаянной скорбью. Чем он может оправдаться перед Богом, В чем найти защиту? — Только в милосердии Божием. И вот вновь и вновь грешный мытарь взывает к Господу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Долго, долго так покаянно и сокрушенно молился мытарь, пока не сошла с его души скверна греховная, и он не очистился милосердием Божиим. Оправданный Богом (Лк. 18, 14), он вышел из храма уже другим человеком и уже для другой жизни. Братия и сестры! Почему мытарю удалось глубоко пережить свою греховность и очиститься? Потому, что покаяние его началось еще задолго до его молитвы в храме. Здесь оно лишь усилилось и превратилось в живую и чистосердечную исповедь перед Богом. Смиренно и сокрушенно призывая милосердие Божие, он получил просимое: Господь посетил его и очистил, сняв греховную тяжесть с совести его. Так произошло возрождение мытаря. Святая Церковь, готовя нас к посту и покаянию, заранее указывает примеры — как готовиться к этому столь спасительному подвигу. Образом Закхея она призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий, сознание своей греховности и потребность покаяния и обновления. Образ мытаря Церковь дает нам как путеводитель покаяния, а его молитву — как образец покаянной, сокрушенной молитвы: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Многие из нас, братия и сестры, знают эту молитву, но не всегда ею пользуются. А между тем, от сердца произносимая, она таит в себе благодатную силу и приближает нас к смирению и покаянию, а тем самым и к милосердию Божию. Вчера, за всенощным бдением, Святая Церковь пробудила наш дух к покаянию пением «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Этим дивным песнопением Церковь также готовит нас к посту, указывая, что постыдными грехами осквернили мы свою телесную «храмину» и, надеясь лишь на милосердие Божие, должны молитвенно взывать; «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Будем же внимать заботам о нас Матери-Церкви и готовить себя к посту и покаянию, подражая мытарю. Не будем молиться горделиво и самонадеянно, как фарисей, ибо «всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18,14). Смирим же себя пред Богом, как мытарь, зовуще: «Очисти ны, Боже, грешных…» (из стихиры на «Господи воззвах). «Боже! Будь милостив к нам, грешным!» Аминь.[108]
Приложение №7 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|