Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткие теоретические сведения. Любые двигательные умения и навыки, бытовые, профессиональные, спортивные, не являются врожденными движениями




Любые двигательные умения и навыки, бытовые, профессиональные, спортивные, не являются врожденными движениями, а приобретаются в ходе индивидуального развития человека на базе простейших двигательных актов. В спорте они составляют основу технического мастерства спортсмена.

Двигательные умения – способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Человек, занимающийся физической культурой и спортом постоянно «оттачивает» свои движения при выполнении комплексов физических упражнений. Двигательные умения и навыки особенно ярко проявляются в игровых видах спорта.

Двигательные навыки – это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Основные методы исследования двигательных навыков можно разделить на 2 группы: 1) описывающие внешнюю структуру движений и 2) внутреннюю структуру.

К первым относятся методы кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрии, динамометрии, гониометрии, циклографии и прочие методы. Ко вторым - электрофизиологические методы: электроэнцефалография, электромиография, запись Н-рефлексов и ативности двигательных единиц.

В управлении движениями включены высшие формы деятельности мозга, связанные с сознанием, что дало возможность назвать их произвольными.

Биомеханические факторы движений: большое количество степеней свободы, обусловленная многосуставными звеньями, двух-, трехосностью суставов; ограничение степени свободы центральной нервной системой (обеспечение устойчивости позы); преодоление внешних сил (тяжести тела, трения, упругости); коррекция движений достигается наличием рецепторного аппарата.

В формировании движений можно выделить два основных механизма: образование пространственно-временной структуры возбуждения мышц на основе врожденных связей и связей выработанных в результате опыта и внесение коррекции в первоначальную структуру мышечного движения. Они составляют программу и коррекцию движений на основе обратных связей, достигаемых за счет проприоцептивного чувства, обеспечиваемого мышечными веретенами, связочным рецептом Гольджи, суставными рецепторами. В сенсорном обеспечении двигательного акта участвуют также зрение, слух, вестибулярный аппарат.

Двигательные навыки имеет условно-рефлекторную природу. Они формируются на основе возникающего в нервной системе комплекса нейронов, располагающихся на различных этажах нервной системы, объединенных в функциональную систему нервных центров(Анохин П.К.,1975).

Деятельность функциональной системы включает ряд физиологических процессов: синтез афферентных раздражений (информацию об условиях внешней среды), доминирующую мотивацию (предпочтение действий), память (информацию арсенала движений), пусковую афферентацию (стимул для включения функциональной системы); формирование моторной (эффекторной) программы действия (скелетных мышц, желез, внутренних органов) и образа результата действия (модели движения); внесение сенсорных коррекций в программу действия, (обратную афферентацию), если результат не достигнут.

Возникающая функциональная система становится господствующим, очагом центральной нервной системы, ее доминантой.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип, в котором каждый двигательный акт возникает на основе предшествующего. В них новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, создающая огромное количество новых комбинаций из ранее освоенных движений. Построение новых движений, на основе существующих, называется явлением экстраполяции (использование предшествующего опыта).

Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения (мотивации) к действию, которое задается подкорковыми и корковыми зонами. На первом этапе формирования двигательного навыка возникает общий план осуществления движения, представление о двигательной задаче, формирование наглядно-образной модели (представления об элементах движения в пространстве и времени). В создании такой модели очень важная роль принадлежит ассоциативным зонам коры больших полушарий (переднелобным и нижнетеменным) зрительному и слуховому анализаторам. Создается моторная память. Второй этап обучения включает 3 стадии формирования двигательного навыка: стадия генерализации (иррадиации возбуждения), стадия концентрации, стадия стабилизации и автоматизации.

Первая стадия характеризуется широким распространением возбуждения по различным зонам мозга (генерализацией), продолжительным напряжением скелетных мышц, вовлеченных в сокращение, отсутствием интервалом их расслабления, плохой координации движений, значительными энергетическими затратами, выраженностью вегетативных реакции.

На второй стадии формирования двигательного навыка в коре головного мозга создается «мозаика» возбужденных и заторможенных комплексов нейронов, в выполнение движения включаются только нужные для его реализации мышцы в нужный момент. Навык на этой стадии сформирован, но он не прочен.

На третьей стадии в результате многократного повторения разучиваемого движения помехоустойчивость повышается, создается рабочая доминанта, появляется стабильность и надежность навыка, развивается его автоматизация.

В системе обратных связей различают «внутренний контур» регулции движений, передающий информацию от двигательного аппарата внутренних органов (в первую очередь от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и «внешний контур», несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом от зрительных и слуховых). При выполнении движений на первых этапах формирования двигательного навыка большую роль играет «внешний контур», по мере освоения навыка «внутренний контур». Особенно ценной является срочная информация, поступающая непосредственно при выполнении упражнения или при его повторных попытках. Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных упражнений используют тренажеры (управляющие суставными углами).

Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В коре головного мозга имеются специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у занимающихся физической культурой и спортом происходит формирование навыков тактического мышления. Повторяя определенные тактические комбинации, физкультурник, спортсмен автоматизирует мыслительные операции. Это позволяет принимать решения почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознать их уже после выполнения (например, в фехтовании).

В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга – дополнительным вовлечением нервных центров, включением в систему управления движениями другого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциативных областей, что у4казывает произвольное преодоление утомления. При глубоком утомлении система управления движениями нарушается, навык теряется.

При действии различных сбивающих факторов, сопровождающих соревновательную деятельность спортсмена (внешние помехи, эмоциональный стресс, резкие изменения гомеостаза), происходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматизации, т.е. дезавтоматизация. Причиной дезавтоматизации могут быть «рваный» режим тренировок, высокая двигательная активность, заболевания, кислородное голодание, алкоголь, длительные перерывы в тренировках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных