Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международная практика страхования жизни




 

Долгосрочное страхование жизни представляет собой один из основных элементов социально-экономической защиты граждан от целого ряда возможных рисков. Разнообразие страховых продуктов позволяет выбрать оптимальный вид страхования для любого возраста и социального статута страхователя. Страховые программы долгосрочного страхования жизни учитывают такие риски, как риск достижения пенсионного возраста, риск потери кормильца, риск временной или постоянной потери трудоспособности, риск дожития до определенного события (вступление в брак, поступление в учебные заведения и др.). Долгосрочное страхование жизни предусматривает наличие накопительного и защитного механизмов, которые определяются временным договором, в течение которого страхователь должен регулярно вносить суммы страховых взносов.

Уровень развития отрасли страхования жизни определяют такие показатели, как доля рынка страхования жизни в структуре ВВП и доля долгосрочного страхования жизни в общем объеме страхования. Динамика развития данных показателей имеет нисходящую тенденцию. Так, в 2007 г. доля исследуемого рынка в структуре ВВП Российской Федерации составляла 0,07 %, в 2008 г. - 0,05 %, в 2009 г. — 0,04 % (по итогам 2009 г. в Великобритании эта доля составляла 11 %, во Франции - 7%) [18, c.64].

Оценивая степень развития российского рынка долгосрочного страхования жизни, следует отметить, что его доля на протяжении последних лет составляет около 3 % от общего объема страхования, тогда как доля данного вида страхования в европейских странах колеблется от 8 до 40%.

Сохранение доли рынка долгосрочного страхования жизни на низком уровне на протяжении последних семи лет свидетельствует о недоверии населения Российской Федерации к долгосрочным инвестициям и финансовым институтам, низкой привлекательности рынка для потенциальных клиентов. Здесь еще следует обратить внимание на то, что российские граждане в основном являются потенциальными, а не реальными страхователями. Безусловно, на это оказывают влияние низкая платежеспособность населения, отсутствие опыта долгосрочного финансового планирования. Кроме того, потенциальные клиенты очень слабо осведомлены о таком продукте, как долгосрочное страхование жизни.

Однако, несмотря на это, рынок является перспективным для ведущих страховых компаний. Ежегодно повышается степень концентрации рынка за счет роста числа игроков, предлагающих различные программы долгосрочного страхования жизни. По итогам 2008 г. десять крупнейших компаний, работающих в этой сфере, контролировали более 75% рынка. Несмотря на это, потенциал развития рынка долгосрочного страхования жизни в России задействован еще в малой степени. Судить о его перспективном развитии можно лишь при условии совершенствования законодательной, нормативной и налоговой политики [18, c.66].

Таким образом, рынок долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации на данный момент довольно слабо развит. Для его оживления, вероятно, может потребоваться несколько лет. Поэтому необходимо учитывать все факторы, влияющие как на страховые компании, так и на потребительский спрос и предпочтения, напрямую влияющие на объемы продаж страховщиков. Однако в европейских странах ситуация в этом вопросе гораздо лучше, что обеспечивает гораздо большие перспективы для развития страховой отрасли/

В настоящее время система долгосрочного страхования жизни в европейских странах проявляется в решении социальных проблем общества. Она представляет собой проверенный и актуальный инструмент, обеспечивающий определенный уровень социальных гарантий населению, которые предоставляют страховщики наряду с государством[14, с. 47].

Учитывая низкий потенциал российского страхового рынка, представляет интерес изучение опыта развития страхования жизни других стран. Обстоятельства и факторы, заставляющие обратить особое внимание на опыт Германии, Франции и Италии по развитию страхового рынка в части долгосрочного страхования жизни, весьма существенны для перспективного формирования страхового сектора экономики Российской Федерации.

Сформировавшийся в последнее десятилетие тренд страхового рынка Германии имеет устойчивый темп развития. Ежегодный прирост объема поступлений страховых платежей составляет около 10%. Общий объем страховых премий немецких страховых компаний от операций во всех странах мира в 2009 г. составил 187 млрд долл., в том числе по долгосрочному страхованию жизни — 26,18 млрд долл. Страхование жизни в структуре национального страхового рынка Германии по некоторым оценкам составляет около 24%. При этом более 55% семей Германии имеют один иди несколько договоров страхования жизни, в то время как в России только лишь 2,7% населения пользуются данной услугой.

В последнее время рынку страхования жизни Германии присуши определенные особенности. Одной из них является ценовая конкуренция, которая проявляется в завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни. Так, с 2000 г. доходность по договорам страхования жизни имеет устойчивую тенденцию к уменьшению. Если в период с 2000 по 2005 г. доходность составляла 8 %, то в 2008 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса она составила 5 - 6% (6% - по старым договорам и 5,25 % - по новым).

Следующая особенность – это трансформация системы пенсионного страхования жизни, обусловленная общеевропейскими тенденциями снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Если в 2001 г. на 100 чел. в трудоспособном возрасте (20 - 59 лет) приходилось 44 чел. в возрасте 60 лет и старше, то к 2050 г. этот показатель увеличится до 78 чел.

Пенсионное страхование жизни в Германии было сформировано в 1889 г. и на протяжении своего существования обеспечивало высокодоходный уровень жизни населению в стране. Размер взносов пенсионного страхования составляет 19,5 % от ежемесячной заработной платы, не превышающей 5 000 евро. Из этих отчислений половину вносит работодатель, другую – наемный работник. В этом случае стандартная пенсия после 45 лет успешного осуществления взносов от средней заработной платы составляет примерно 70% дохода. Однако и настоящее время пенсионное страхование требует кардинальных изменений, обусловленных уменьшением численности работоспособного населения, уплачивающего взносы в течение 45 лет. Ввиду этого за последние годы правительство Германии предприняло усилия по реформированию пенсионного страхования, чтобы не допустить чрезмерного роста размера платежей для наемных работников и работодателей за счет внедрения прямых дотаций и налоговых льгот [18, c.64].

Необходимо отметить, что развитием рынка долгосрочного страхования жизни в Германии занимаются и специальные организации, которые входят в ассоциацию страховщиков Германии. В целях снижения риска, возникновения убытков клиентов страховых компаний в системе долгосрочного страхования жизни, а также в случае банкротства страховых компаний по согласованию с ассоциацией страховщиков Германии было создано специальное общество по страхованию жизни, которое принимает на себя обязательства страховщиков-банкротов в соответствии с договорами страхования, тем самым предотвращая убытки клиентов. Это стало одним из механизмов государственного регулирования данного вида страхования.

Особый интерес для Российской Федерации в развитии отрасли страхования занимает опыт государственного регулирования и планирования долгосрочного страхования жизни во Франции. Страховой рынок Франции является одним из наиболее развитых в Европе и наряду с Германией занимает пятое место в мире по суммарным показателям всех отраслей страхования. Актуальными видами страхования для данной отрасли экономики являются:

- автострахование (с долей рынка в 12%)

- страхование жизни (с долей рынка в 36%).

В 2009г. общий объем страховых премий в области страхования жизни у французских страховых компаний, а также их зарубежных филиалов составил 174,6 млрд долл.

Для страхового рынка Франции характерна высокая степень государственного регулирования, которая была сформирована с помощью страхового законодательства, которое осуществляет регулирование договоров страхования, а также с помощью специального законодательства, которое регулирует степень государственного вмешательства в деятельность страховых организаций. Указанные факты можно отнести к числу основных особенностей французского страхового рынка. Необходимо отметить, что во Франции со стороны государства особое внимание уделяется налоговой политике страховой деятельности. Налогообложение страховых операций во Франции включает в себя:

- налог на прибыль от страховой деятельности в размере 33 %;

- налог на страховые премии, уплачиваемые страховщиками в размере 0,33%;

- налог на увеличение стоимости активов по долгосрочным инвестициям в размере 19%;

- налог на полученные страховые премии.

Положительным моментом в системе налогообложения деятельности страховых организаций является освобождение страховых операций от уплаты налога на добавленную стоимость.

Благодаря совершенствованию системы налогообложения (особенно в области страхования жизни) в 90-е гг. был сделан значительный рывок в развитии данного вида страхования, который вывел французский страховой рынок на лидирующие позиции в мире (после США, Японии и Великобритании) к середине 2000-х гг [18, c. 66].

Исследуя перспективность развития долгосрочного страхования жизни в Италии, следует отметить, что оно играет ключевую роль в формировании национального финансового рынка по причине происходящего реформирования национальной пенсионной системы и системы здравоохранения. При этом данный вид страхования имеет незначительную долю рынка, всего лишь 8% (во Франции эта доля рынка составляет 36%, в Германии — 24%). Необходимо отметить, что для отрасли страхования в Италии характерна ее высокая степень концентрации. Так, первые 10 ведущих итальянских страховых компаний обеспечивают сбор 70% от общей премии рынка (лидирующим страховщиком рынка является компания Assicurazioni Generali, которая входит в десятку ведущих страховых обществ мира и контролирует около 12% рынка страхования жизни в Италии).

В последнее время в секторе долгосрочного страхования жизни Италии наблюдается быстрый рост. Так, премии страхования жизни в 2009г. составили 61,5% полных страховых взносов. Наблюдалось также увеличение полных требований на страховые продукты на уровне 12,7%, по сравнению с 9,4 % в 2008г.

Таким образом, выявленные особенности в развитии рынка долгосрочного страхования жизни на международном уровне свидетельствуют о высоком потенциале данного сектора экономики за счет:

- сформировавшейся системы налогообложения страховых операций;

- достаточно совершенного страхового законодательства;

- высокой надежности страховых организаций;

- эффективной системы урегулирования убытков;

- повышенной страховой культуры населения.

На основании сказанного российскому рынку долгосрочного страхования жизни необходимо ориентироваться на опыт стран Западной Европы в совершенствовании страхового законодательства с учетом:

- требований европейской страховой нормативно-правовой базы;

-необходимости повышения финансовой устойчивости страховых организаций;

- необходимости увеличения уровня капитализации страховых организаций;

- необходимости формирования нового страхового портфеля с учетом платежеспособного спроса населения и инвестиционной привлекательности страховщиков.

В условиях общей финансовой неустойчивости обеспечить стабильность страховых организаций и доверие к ним населения довольно сложно. Страхование жизни предъявляет наиболее серьезные требования к финансовому положению и устойчивости страховых организаций, поскольку в его основу положен процесс капитализации уплачиваемых страхователями премий. Личное страхование должно быть рассчитано в основном на средние слои населения, которые хотели бы часть своих доходов сохранить для наследников или инвестировать для получения дополнительного дохода.

Кроме этого, основными задачами развития долгосрочного страхования в Российской Федерации должны стать повышение конкурентоспособности российского страхового рынка на мировом уровне и создание современной инфраструктуры страхового рынка.

3.2 Перспективы развития страхования жизни в Республике Беларусь

 

В практике мирового и белорусского страхования к группе видов страхования, относящихся к страхованию жизни, относят страхование пенсии и непосредственно страхование жизни. Страхование жизни и дополнительной пенсии получили широкое распространение во всем мире. В большинстве европейских стран страховые сборы по этим видам страхования превышают сборы по имущественному страхованию и страхованию ответственности, достигая в среднем нескольких тысяч долларов США на одного человека. Например, в Великобритании по страхованию жизни на одного человека приходится более 5500 долларов США взносов, в Дании, Ирландии, Финляндии, Швейцарии, Швеции от 2800 долларов США до 3700 долларов США. Возрождается страхование жизни и в Республике Беларусь. Доля этой группы видов страхования в общем объеме взносов в последние годы постоянно растет. Популярность страхования жизни объясняется в первую очередь тем, что оно затрагивает самое ценное, что есть у каждого человека – его жизнь и его будущее, а также жизнь и будущее его семьи.

Учитывая высокую социальную значимость страхования жизни, государство предъявляет к его проведению повышенные требования по сравнению с иными видами страхования. Это касается и размера минимального уставного фонда, и создания гарантийного фонда, норматива расходов на ведение дела, порядка инвестирования и др. В частности минимальный размер уставного фонда для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, составляет 2 млн евро, а для остальных страховщиков – 1 млн евро. Страхование «жизни» и «не жизни» разделены, т.е. страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, не могут проводить иные виды страхования (имущественное и ответственности).

Кроме этого государство гарантирует страховые выплаты по видам

страхования, относящимся к страхованию жизни, если договоры

страхования заключены с государственными страховыми организациями.

В отличие от страхования дополнительной пенсии страхование жизни характеризуется большим количеством событий, которые могут быть признаны страховыми случаями и, следовательно, более широким перечнем программ страхования. Если при страховании дополнительной пенсии основным страховым случаем является достижение пенсионного возраста, то в страховании жизни основных страховых случаев несколько:

- дожитие до конца срока действия договора страхования либо до определенного в договоре возраста;

- смерть в период действия договора страхования (от несчастного случая, болезни, по естественной причине, а иногда даже в результате самоубийства)[28].

Кроме этого, страхование жизни, является очень гибким видом страхования и может включать в качестве страховых случаев иные события в жизни застрахованного лица:

- получение инвалидности по причине болезни или травмы;

- наступление временной нетрудоспособности по причине болезни или травмы;

- вступление в брак и др.

Рынок страхования жизни в Республике Беларусь находится в начале пути своего развития. Однако положительная динамика основных показателей, характеризующих его функционирование, позволяет судить об основных направлениях развития страхования жизни.

Так, из года в год происходит совершенствование законодательной базы, регулирующей и регламентирующей деятельность страховых организаций, функционирующих на территории Республики Беларусь, однако проведенных изменений не достаточно, необходима дальнейшая работа в этом направлении.

Между тем, именно на законодательном уровне решаются самые важные вопросы нормального функционирования как национального рынка страхования в целом, так и рынка страхования жизни в частности.

В целях развития национальной системы страхования, направленного на усиление его роли как эффективного механизма защиты имущественных интересов государства, граждан и организаций и наращивание долгосрочных ресурсов для инвестиций в экономику страны была разработана и утверждена Республиканская программа развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (далее – Программа). Одной из основных задач данной Программы является стимулирование развития в первую очередь добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни [20].

Страхование дополнительной пенсии наряду со страхованием медицинских расходов должно стать одним из элементов «социального пакета», предоставляемого нанимателями своим работникам.

С разных сторон можно рассматривать изменения налогового законодательства. С 1 января 2010 г. был увеличен социальный налоговый вычет с двух до четырех базовых величин для физических лиц. Это, безусловно, сделало страхование более привлекательным. Однако все это предполагает сложную и трудоемкую разъяснительную работу с населением о выгоде и необходимости заключения договоров долгосрочного страхования жизни и дополнительной пенсии и требует коренных изменений в подходах к продаже страховых продуктов.

Очевидно, что только одной рекламы страховой компании для изменения отношения общества к долгосрочному накопительному страхованию недостаточно. Необходима популяризация страхования на государственном уровне. Только так возможно привлечь максимальное внимание населения нашей страны. Также речь идет не просто о популяризации страхования жизни как такового, а предоставление существенных налоговых льгот физическим лицам и информирование об их преимуществах. Потому что посредством долгосрочного страхования в экономику страны инвестируются значительные денежные средства, связываются внутри страны свободные денежные средства населения.

Вопрос о подготовке предложений о компенсации накоплений граждан по долгосрочным договорам страхования, действовавшим на 1 января 1992 г. по-прежнему остается открытым. И более того, он относится к тем сдерживающим факторам, которые не позволяют добровольным накопительным видам страхования развиваться должным образом.

Сделано многое для более быстрого роста собираемых премий по добровольным видам страхования, однако существующие темпы развития данных видов страхования нельзя назвать опережающими: по состоянию на 01.01.2010г. удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме поступления страховых взносов составлял 46,5%, в то время как удельный вес обязательных – 53,5% [31].

На сегодняшний день рынок накопительного страхования Республики Беларусь представлен 4 страховыми организациями. Каждая из них предлагает разнообразные страховые программы по страхованию жизни, имеющие в целом много общего и отличающиеся в основном по комбинации страховых случаев, уровню доходности и порядку выплаты страхового обеспечения. Наиболее широко представлены:

- классические программы страхования жизни (в которых страховыми случаями являются смерть, дожитие и инвалидность);

- универсальные (в которых дополнительно страхуются риски наступления временной нетрудоспособности в результате болезни или несчастного случая);

- кредитные (в которых страхуется жизнь кредитополучателей);

- детские (в которых застрахованными лицами являются дети).

На данном этапе в Республике Беларусь происходит постепенное повышение темпов развития видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни, однако несмотря на это долгосрочные виды страхования все-таки не находят должного развития, что обусловлено наличием следующих объективных проблем:

1. Неустойчивая экономическая ситуация в стране – основная проблема для любого страховщика, так как отсутствие стабильности влечет за собой недоверие как к долгосрочным договорам страхования, так и к страховым организациям в целом.

2. Еще одним нюансом является то, что страхование жизни в основном рассчитано на средние слои населения, имеющие определенное превышение доходов над расходами, часть которого они хотели бы сохранить для наследников или инвестировать для получения дополнительного дохода. В настоящее время такой широкой социальной базы у страхования жизни в Республике Беларусь нет.

3. Так же в Беларуси только начинает складываться рынок инвестиций, в отсутствие которого страхование жизни теряет свое накопительное и сберегательное значение.

4. Страхование жизни предъявляет достаточно серьезные требования к финансовому положению и устойчивости страховых организаций, поскольку в его основу положен процесс капитализации уплачиваемых страхователями премий. В условиях общей финансовой неустойчивости трудно обеспечить стабильность страховых компаний и доверие к ним населения.

5. Т.к. накопительное страхование жизни является долгосрочным, имеет место недоверие населения к вложению своих денежных средств в покупку страхового полиса. Однако можно выделить следующие преимущества накопительного страхования жизни:

- наличие страховой защиты;

- для открытия депозита с высоким процентом, необходимо обладать значительной суммой денег для первоначального взноса, следовательно, людям с ограниченными доходами это сделать трудно;

- обычно банки не предлагают клиентам долгосрочных сберегательных программ свыше 3-5 лет;

- сумма взноса определяется страхователем в зависимости от его желаний

и возможностей и не имеет ограничений ни в меньшую, ни в большую сторону;

- отсутствие необходимости подтверждения источников дохода даже при уплате больших размеров страховых взносов;

- размещение денег на депозите не подразумевает дополнительных выплат при наступлении несчастного случая или смерти;

- в случае смерти вкладчика наследники получат сумму вклада только после вступления в наследство (истечении 6 месяцев), страховые выплаты

производятся в течение 10-ти дней;

- вклады клиента могут быть взысканы по суду, поделены при разводе [16,c.4].

Рынок страхования жизни и дополнительной пенсии в Республике Беларусь находится на стадии затянувшегося формирования. Основным сдерживающим фактором в сегменте страхования жизни физических лиц является немногочисленность среднего класса. В Беларуси граждане недостаточно финансово обеспечены. Мировая практика показывает, что рынок страхования хорошо развит в тех странах, где месячный доход на душу населения составляет более 500 долларов США [4, с.180].

Еще одним фактором, сдерживающим развитие страхования жизни в Беларуси, является узкий перечень инвестиционных возможностей для государственных страховых компаний. У коммерческих же компаний возможности шире: они могут участвовать финансовых рынках, в рынке недвижимости [7, с.12].

Таким образом, к основным направлениям развития страхования жизни относятся:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы;

- включение страхования дополнительной пенсии в «социальный пакет», предоставляемый нанимателями своим работникам;

- повышение уровня капитализации страховых организаций;

- создание новых более доступных и простых страховых продуктов;

- предоставление работодателями своим застрахованным работникам льгот, касающихся отнесения уплаченных страховых взносов в категорию материальной помощи;

- проведение на государственном уровне популяризации страхования жизни посредством социальной рекламы.

Реализация перечисленных направлений действительно способна вместе с повышением спроса на продукты страхования жизни сделать значительный шаг вперед в направлении успешного развития национального рынка страхования жизни.

Страхование является органическим и системообразующим элементом рыночной экономики, в этом качестве оно подвержено инфляции в той же степени, что и экономика в целом. В то же время, денежные отношения в сфере страхования имеют значительную специфику, обусловленную наличием страхового риска, который придает особую форму проявлению инфляционного процесса.

Как свидетельствует статистика, в мире происходит постоянное увеличение инвестиционных фондов страховых компаний. Данная тенденция в первую очередь касается компаний, занимающихся рисковым страхованием. При страховании жизни размеры резервов по отношению к премиям значительно больше, чем при рисковом страховании. А различие в темпах роста объясняется тем, что по сравнению с рисковым страхованием средства по страхованию жизни аккумулируются на более длительный период, и при этом на выплаты расходуется лишь незначительная доля резервов. Все это делает возможным формирование инвестиционного портфеля, рассчитанного на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде. Поэтому, именно страхование жизни наиболее подвержено воздействию инфляционных процессов.

Универсальным методом защиты от инфляционных потерь для страховой компании является осуществление страхования в наиболее устойчивой иностранной валюте. Необходимым условием данного страхования в условиях высокой инфляции является то, что при определении страхового покрытия в иностранной валюте страховщик должен стремиться к тому, чтобы и премия также собиралась в иностранной валюте. Иначе, страховщиков могут поджидать большие финансовые проблемы [17, с. 50].

В странах с переходной экономикой как в Республике Беларусь развитие рынка страховых услуг во многом предопределяется существующим законодательством и надзором. Прогрессивное законодательство способно своевременно урегулировать негативное воздействие внутренних и внешних сил и обеспечить необходимую поддержку участникам рынка. Однако в Республике Беларусь в последнее время наблюдается неустойчивость законодательства, которое не направлено ни на стимулирование развития страхования, ни на формирование страховой культуры населения.

Очевидно, что для развития реально действующей системы страхования жизни необходимо прилагать значительные усилия для преодоления существующих препятствий, что будет достаточно проблематично без участия государства в решении существующих проблем. Поэтому жизненно важно создание определенных внешних условий, которые государство может создать уже сегодня для страховщиков и страхователей.

Роль государства в становлении отечественной системы страхования жизни незаменима. Однако развитие реального страхования жизни зависит и от самих страховых компаний, от того, насколько слаженно они будут действовать в борьбе за рынок и за его будущее.

Одним из наиболее значительных изменений мирового финансового бизнеса за последние пятнадцать лет является интеграция страховой и банковской индустрии.

Объединение усилий банковских и страховых институтов в направлении расширения ассортимента предлагаемых услуг, повышения эффективности обслуживания клиентов, а также совершенствование подходов к ведению бизнеса в целом привело к появлению в развитых странах концепции банкострахования, которая предполагает обеспечение потребителей страховыми и банковскими продуктами путем использования общих каналов сбыта и/или одной клиентской базы.

Страховым компаниям выход на рынок банковского страхования позволяет достичь в конкурентной борьбе следующих преимуществ:

1. увеличение числа потребителей продуктов страхования и, как следствие, объема продаж. Это связано с двумя основными причинами:

- возможностью привлекать клиентов банка, находящихся на территориях, где страховщик в силу неразвитой филиальной сети имеет ограниченное присутствие (либо вообще не имеет);

- клиенты банка могут представлять собой различные группы (по полу, возрасту, потребительским предпочтениям), расположения которых добивается страховщик. В результате страховая компания, ориентированная на удовлетворение страховых потребностей клиентов какой-либо определенной группы, может получить доступ к обслуживанию других социальных групп;

2. расширение ассортимента предлагаемых услуг. Получение страховой организацией возможности работать с банковскими клиентами предполагает необходимость предложения новых видов продуктов, удовлетворяющих специфические потребности потенциальных страхователей;

3. сокращение доли расходов по организации продаж страховых услуг [30, с. 79].

Для того чтобы вернуть доверие потенциальных клиентов к институту страхования жизни, необходимо обеспечить государственные гарантии по выполнению страховщиками обязательств по выплатам за счет выпуска специальных государственных ценных бумаг для размещения в них страховых резервов.

В целях дальнейшего развития национальной системы страхования, направленного на усиление его роли как эффективного механизма защиты имущественных интересов государства, граждан и организаций и наращивание долгосрочных ресурсов для инвестиций в экономику страны была разработана и утверждена Республиканская программа развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

Согласно данной Программе, в части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц – на осуществление страхования жизни сотрудников [20].

Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны – страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг [12, с.10].

Отсутствие оптимальной системы повышения квалификации работников сферы страхования жизни отрицательно сказывается на качестве страховых услуг. В этих целях следует:

- продолжить подготовку специалистов по страховому делу в учреждениях образования по трехуровневому принципу обучения, обеспечивающему последовательное получение профессионально-технического, среднего и высшего образования;

- активизировать работу по повышению квалификации работников страховых организаций путем проведения практических конференций, курсов, семинаров и других форм обучения;

- обеспечить достаточным тиражом и доступностью издание специализированной периодической литературы, освещающей актуальные проблемы как непосредственно страхования жизни, так и других видов страховой деятельности.

Планом действий по реализации Программы 2006-2010 гг. было предусмотрено введение обязательного страхования дополнительной пенсии с возложением его проведения на государственную страховую организацию, осуществляющую добровольные виды страхования, относящиеся к страхованию жизни.

Среди таких нововведений также обязательное личное страхование жизни и здоровья лиц, занимающихся активными видами спорта, в том числе посетителей физкультурно-оздоровительных комплексов (бассейнов, фитнес-клубов и т.д.). Однако на сегодняшний день реализовать данные задачи в полной мере не удалось.

Привлечение современных технологий в развитие долгосрочного страхования позволит создать уникальные страховые услуги, которые будут востребованы потребителями, причем компания, которая первой сможет предложить услуги долгосрочного страхования населению, будет иметь высокие шансы на завоевание и удержание лидирующих позиций в этом сегменте страхового рынка Республики Беларусь.

Стратегия маркетинга должна базироваться на следующих основных принципах:

1. создание страховых услуг, соответствующих потребностям потенциальных страхователей;

2. ориентация политики продаж на наиболее развитые в экономическом отношении регионы;

3. формирование собственной сбытовой сети, построенной на основе техники эффективных продаж;

4. эффективная политика продвижения, основанная на активной информационной и рекламной работе.

Также, дальнейшему развитию страховой деятельности также будет содействовать сближение национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами, установленными Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS), с учетом вступления республики во Всемирную торговую организацию. [29, с. 16]

Необходимость стандартизации в долгосрочном страховании жизни не вызывает сомнений, так как страховые услуги, как никакие другие, нуждаются в прозрачности и доверии со стороны потенциальных страхователей. Безусловно, большее доверие вызовет та страховая компания, которая действует в полном соответствии с белорусским и международным законодательством, с требованиями общественных организаций и обществ потребителей. Такая страховая компания должна использовать понятные и проверенные термины, а по традиционным видам долгосрочного страхования жизни – стандартный набор рисков и условия страхования, регламентируемые в стандартных правилах и технологии страхования, а в случае необходимости внедрять инновационные элементы в традиционные программы.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что на рынке страхования жизни Республики Беларусь происходит постепенное повышение темпов развития видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни, однако несмотря на это долгосрочные виды страхования все-таки не находят должного развития, что обусловлено наличием таких объективных проблем, как:

- неустойчивая экономическая ситуация в стране;

- недостаточный финансовый потенциал страховых компаний, осуществляющих страхование жизни;

- невысокий уровень доходов населения;

- недостаточное развитие фондового рынка;

- ориентация страховых компаний в основном на работу с юридическими, а не физическими лицами;

- ограниченный перечень страховых продуктов.

Начальному решению существующих проблем будут способствовать следующие основные направления развития страхования жизни:

- дальнейшее совершенствование законодательной базы;

- включение страхования дополнительной пенсии в «социальный пакет», предоставляемый нанимателями своим работникам;

- повышение уровня капитализации страховых организаций;

- создание новых более доступных и простых страховых продуктов;

- предоставление работодателями своим застрахованным работникам льгот, касающихся отнесения уплаченных страховых взносов в категорию материальной помощи;

- проведение на государственном уровне популяризации страхования жизни посредством социальной рекламы [41].

Реализация перечисленных направлений действительно способна вместе с повышением спроса на продукты страхования жизни сделать значительный шаг вперед в направлении успешного развития национального рынка страхования жизни.

В дальнейшем в Республике Беларусь существуют следующие возможные направления развития страхования жизни:

1. обеспечение безопасного страхования и гарантированности страховых выплат, в основе чего лежат устойчивость, надежность и независимость страховых компаний. Причем для долгосрочных видов страхования важное значение имеет макроэкономическая стабильность в Беларуси, в том числе низкая инфляция, которая оказывает прямое влияние на долгосрочное виды страхования. Все это может быть достигнуто проведением долгосрочной взвешенной экономической политики, созданием четкой нормативно-правовой базы и эффективным страховым надзором;

2. построение на новых принципах рыночной экономики комплексной системы страхования, состоящей из трех уровней страховой защиты граждан:

- государственные социальные гарантии и пенсионное страхование;

- страхование на предприятиях за счет средств работодателя;

- индивидуальное страхование граждан;

3. учитывая степень ответственности перед гражданами и государством, необходимо формирование пула или объединения страховых компаний, занимающихся страхованием жизни, что позволило бы участникам рынка выработать совместные подходы к развитию данной подотрасли страхования и наладить канал прямого диалога с государственными органами;

4. дальнейшее стимулирование укрепления и консолидации данного сектора страхования путем увеличения размера уставного капитала страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

5. продолжение совершенствования системы налогообложения;

6. развитие новых более доступных и совершенствование существующих страховых продуктов;

7. увеличение максимального размера ежемесячного страхового взноса на одного работника, включаемого в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) организации-страхователя;

8. формирование единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности, предоставляющей возможность экономии средств страховых организаций, а также более расширенного и оперативного поиска необходимой информации;

9. снижение монополистических тенденций на рынке страхования жизни за счет предоставления всем организациям, осуществляющим виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, льгот и преференций наравне с государственными. Это будет способствовать развитию конкуренции, а также более широкому и объективному выбору потенциальными страхователями организации для дальнейшего сотрудничества.

Также, очевидно, что только одной рекламы страховой компании для изменения отношения общества к долгосрочному накопительному страхованию недостаточно. Необходима популяризация страхования на государственном уровне. Только так возможно привлечь максимальное внимание населения нашей страны. Также речь идет не просто о популяризации страхования жизни как такового, а предоставление существенных налоговых льгот физическим лицам и информирование об их преимуществах, ведь они действительно этого заслуживают. Потому что посредством долгосрочного страхования в экономику страны инвестируются значительные денежные средства, связываются внутри страны свободные денежные средства населения.

Как показал анализ рынка страхования жизни, добровольное страхование жизни по-прежнему остается невостребованным, хотя в последние годы происходит рост удельного веса поступления страховых взносов по данному виду страхования, что свидетельствует о том, что постепенно повышается уровень доходов населения, и белорусы все-таки начинают ценить свою жизнь и жизнь своих родственников. Ведь именно страхование жизни является универсальным средством защиты от непредвиденных сложных ситуаций, которыми полна жизнь людей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания дипломной работы, страхование жизни было рассмотрено с точки зрения его сущности и особенностей организации, проведен анализ практики осуществления страхования жизни в Республике Беларусь и зарубежных странах. На основе произведенного анализа и полученных результатов были определены основные проблемы, которые существуют в данном сегменте страхового рынка, а также рассмотрены возможные пути решения данных проблем и перспективы развития страхования жизни в Республике Беларусь.

Результаты дипломного исследования позволяют сделать следующие выводы и оценки:

1. Страхование жизни входит в число важнейших подотраслей в системе страхования. В нем удачно сочетается процесс обеспечения страховой защитой и накопления денежных средств граждан. Одной из принципиальных особенностей страхования жизни является его долгосрочный характер, что позволяет инвестировать существенную часть резервов в долгосрочные финансовые проекты.

2. Страхование жизни является важнейшим элементом социальной защиты, мощным стимулирующим фактором дополнительного дохода, получения дополнительного пенсионного обеспечения, осуществления стратегических накоплений, а также решения целого ряда других социальных проблем.

3. Страхование жизни подразделяется на три базовых типа:

– срочное страхование жизни обеспечивает покрытие на случай смерти застрахованного в течение срока действия страхового договора;

– пожизненное страхование обеспечивает покрытие риска смерти в течение всей жизни застрахованного;

– смешанное страхование предоставляет покрытие двух рисков одновременно – смерти и дожития в течение срока действия договора.

4. Основные принципы страхования жизни: наличие страхового интереса, участие в прибыли страховой компании, возможность выкупа страхового договора, «прозрачность» страхования жизни.

5. Наиболее прогрессивные формы страхования жизни предлагают страхователю кроме страховой защиты еще и инвестиционный доход. Эти договоры страхования с участием в прибыли страховой компании, инвестиционные полисы. В договоре страхования может быть предусмотрена возможность перевода капитала инвестиционного полиса из одного фонда в другой.

6. Страхование жизни представляет собой совокупность таких видов страхования, которые предусматривают обязательства страховщика в обмен на уплату страховых премий выплатить страховую сумму (или ренту), согласованную со страхователем, указанному в договоре лицу в случае смерти застрахованного или его дожития до определенного договором страхования срока. Современная практика, естественно, привносит определенные изменения в механизм осуществления такой страховой гарантии, особенно в части развития накопительных или инвестиционных форм страхования жизни, однако не затрагивает общие методологические принципы.

7. При определении роли страхования жизни в современной экономике на первое место выходит усиление социальных гарантий граждан. Из мирового опыта известно, что в условиях рыночной экономики страхование не менее важно для обеспечения социальных гарантий граждан, чем государственные программы. Решение проблемы социальной защиты за счет страхования проверено временем и (в развитых странах) стимулируется государством, поскольку уменьшает количество людей, зависящих от поддержки государства.

8. На основе проведенного анализа национального рынка страхования жизни можно сделать следующие выводы:

– сегмент рынка страховых услуг, относящихся к страхованию жизни, имеет тенденцию к расширению. Такое изменение происходит в основном за счет коллективных форм страхования;

– в настоящее время страховые компании Республики Беларусь предлагают ограниченный перечень договоров страхования жизни;

– невысоким остается финансовый потенциал страховщиков по страхованию жизни за счет ограниченности их собственного капитала;

– наличие монопольных тенденций на рынке страхования жизни препятствует появлению новых страховщиков и развитию конкуренции;

– сдерживающим фактором при заключении договоров страхования жизни с физическими лицами является отсутствие налоговых льгот;

– полный объем гарантий, льгот и преференций со стороны государства предоставляется только страховым организациям государственной формы собственности.

9. Расширение долгосрочного страхования жизни – это одна из ключевых точек экономического роста. Пример развитых стран убедительно показывает, что динамичное развитие накопительного страхования жизни положительно сказывается на многих секторах экономики, приросте качества рабочей силы и сокращении социальных издержек.

10. Развитие страхования жизни в Республике Беларусь на современном этапе сталкивается с рядом проблем:

– неустойчивая экономическая ситуация в стране, поскольку при отсутствии стабильности появляется недоверие к долгосрочным договорам страхования;

– страхование жизни рассчитано в основном на средние слои населения, имеющие определенное превышение доходов над расходами, часть которого они хотели бы сохранить для наследников или инвестировать для получения дополнительного дохода. В настоящее время такой широкой социальной базы у страхования жизни в Республике Беларусь нет;

– в республике только начинает складываться рынок инвестиций, в отсутствие которого страхование жизни теряет свое накопительное и сберегательное значение;

– отсутствие достаточных экономических и налоговых стимулов и, прежде всего, наличие двойного налогообложения доходов физических лиц;

– небольшой перечень страховых продуктов;

– не урегулирован вопрос о проведении компенсации договоров долгосрочного страхования по состоянию на 1 января 1992 года, вследствие этого отсутствует доверие граждан к институту страхования.

11. В качестве путей совершенствования страхования жизни в Республике Беларусь можно предложить:

– обеспечение безопасного страхования и гарантированности страховых выплат, в основе чего лежат устойчивость, надежность и независимость страховых компаний. Причем для долгосрочных видов страхования важное значение имеет макроэкономическая стабильность в Беларуси, в том числе низкая инфляция, которая оказывает прямое влияние на долгосрочное виды страхования;

– построение на новых принципах рыночной экономики комплексной системы страхования, состоящей из трех уровней страховой защиты граждан:

а) государственные социальные гарантии и пенсионное страхование;

б) страхование на предприятиях за счет средств работодателя;

в) индивидуальное страхование граждан;

– учитывая степень ответственности перед гражданами и государством,

необходимо формирование пула или объединения страховых компаний, занимающихся страхованием жизни, что позволило бы участникам рынка выработать совместные подходы к развитию данного вида страхования и наладить канал прямого диалога с государственными органами;

– совершенствование инвестиционной политики. В частности, приравнять налогообложение инвестиционной деятельности по накопительным видам страхования к системе банковского налогообложения, а именно: доходы, полученные страховыми организациями от размещения страховых резервов, сформированных по операциям страхования жизни и дополнительных пенсий, освободить от налогообложения в части инвестиционного дохода, направленного и накапливаемого на лицевых счетах граждан для выплаты им в виде бонуса;

– стимулирование укрепления и консолидации данного сектора страхования путем увеличения размера уставного капитала страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

– совершенствование системы налогообложения, а именно: включение страховых взносов по добровольному страхованию жизни и дополнительной пенсии физических лиц в состав налоговых вычетов при расчете подоходного налога в целях избегания двойного налогообложения; освобождение от налогообложения страховых выплат в случаях смерти и утраты здоровья;

– развитие новых (например, страхование семейного дохода, распространенное за рубежом) и совершенствование существующих страховых продуктов;

– интенсивное развитие банкострахования как наиболее прогрессивного канала продаж страховых услуг;

– увеличение максимального размера ежемесячного страхового взноса на одного работника, включаемого в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) организации– страхователя;

– формирование единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности, предоставляющей возможность экономии средств страховых организаций, а также более расширенного и оперативного поиска необходимой информации;

– снижение монополистических тенденций на рынке страхования жизни за счет предоставления всем организациям, осуществляющим виды, относящиеся к страхованию жизни, льгот и преференций наравне с государственными. Это будет способствовать развитию конкуренции, а также более широкому и объективному выбору потенциальными

страхователями организации для дальнейшего сотрудничества.

Реализация этих направлений может способствовать более интенсивному развитию страхования жизни в республике, повышению рейтинга страховых организаций, осуществляющих страхование жизни на национальном, а в дальнейшем и на мировом страховых рынках, а также развитию всей экономики Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Адамчук Н.Г. Экономические основы страхования жизни// Страховое дело. - 2003. №10. - С. 34-45.

2 Андреева, А. Белорусская ассоциация страховщиков: Нужно думать прежде всего о себе, а не о своей машине /А. Андреева / Белорус. новостной портал tut.by [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://news.tut.by/150889.html - Дата доступа: 15.03.2012.

3 Архипов, А.П. Страхование: учебник для студентов высших учеб. заведений / А.П. Архипов [и др.]; под ред. Т.А.Федоровой. – М.: Магистр, 2009. - 1005с.

4 Балабанов, И.Т. Балабанов, Н.И. Страхование. Организация. Структура. Практика /И.Т. Балабанов, Н.И. Балабанов. – М.: Питер, - 2003. - 256 с.

5 Бондарев, В. Для развития накопительных видов страхования есть большой потенциал / В.Бондарев / Страхование в Беларуси. – 2008. №9. – С.11.

6 Синицын, Н. Вопросы добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии / Н. Синицын / Страхование в Беларуси. – 2008. №3. – С.18-22.

7 Гладышева А. Страхование в Беларуси// Экономическая газета. - 2006. № 42. - С. 12.

8 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г. №218-3 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 20.03.2001г. № 2/744.

9 Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, - 2006. - 350 с.

10 Гузовская, И. ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд»: достижение уровня страховых услуг в 2% от ВВП возможно лишь благодаря изменению законодательства /И. Лельчук / Страхование в Беларуси. – 2010. №8. – С.18-19.

11 Данные бухгалтерского и статистического учета РДУСП «Стравита».

12 За здравие рынка// Страхование в Беларуси. - 2005. №2. - С. 9-10.

13 Ивасенко, А.Г. Никонова, Я.И. Страхование: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2009. – 320с.

14 Кагаловская, Э.Т. Некоторые особенности личного страхования в современной России /Э.Т. Кагаловская / Финансы. – 2012. №1. – С.44-48.

15 Коваль, А. П. Перспективы развития страхования жизни:

экономические, социальные и законодательные аспекты / А.П. Коваль / Финансы. – 2005. №6. – С.48-50.

16 Корота, О. Развитие страхования жизни в Беларуси / О. Корота – Страхование в Беларуси. – 2008. №10. – С. 2-5.

17 Лельчук, А.А. Страхование жизни: болезни роста /А.А. Лельчук / Финансы. – 2009. №7. – С.48-52/

18 Маскалева, А.И. Российский рынок долгосрочного страхования жизни в контексте международных показателей /А.И. Маскалева / Финансы и кредит. – 2011. №29. – С.63-66.

19 О предприятии / Материалы официального сайта РДУСП «Стравита» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stravita.by/. – Дата доступа: 10.03.2016.

20 О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011 – 2015 годы: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 20.05.2011г. №631/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 24.05.2011г. №5/34822.

21 О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006г. №530 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.08.2006г. № 1/7866.

22 О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов: Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 г. №219 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 13.05.2005 №1/6437.

23 О фонде / Материалы официального сайта ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondby.com/. – Дата доступа: 10.04.2012.

24 Основы страхования: учебное пособие /А.А. Гвозденко. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 480с.

25 Основы страховой деятельности: Учеб./ Под ред. Т.А. Федоровой. М.: БЕК, 2001. - 768 с.

26 Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 января 2016 года / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/supervision/stat/2015/stat/93e52ae97c464760/. – Дата доступа: 10.03.2016.

27 Платун, В. Сколько стоит жизнь белоруса? / В.Платун /Национальная экономическая газета. – 2009. – 30 окт. – С.1.

28 Правила страхования РДУСП «Стравита»

29 Правительство Беларуси утвердило Программу развития страховой деятельности на 2006-2010 годы// Страхование в Беларуси. - 2007. № 1. - С.13-18.

30 Пути совершенствования страхования жизни в Республике Беларусь// Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. - 2007. № 18. - С. 78-82.

31 Сац, Л. Сидорский требует нарастить долю страховых взносов в ВВП / Л. Сац / Белорус. новостной портал tut.by [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://news.tut.by/169024.html - Дата доступа: 18.04.2012.

32 Скамай, Л.Г. Страховое дело: Учебное пособие /Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 312с.

34 Сплетухов, Ю.А. Дюжиков, Е.Ф. Страхование: учебное пособие / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 312с.

34 Страхование жизни: учебное пособие/ Лельчук А.Л. – М.: АНКИЛ, 2010. - 456с.

35 Страхование: задачи и решения: учеб.-практ. пособие/ Просветов, Г.И. - М: Альфа-Пресс, 2008. - 206с.

36 Страхование: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю.Т. Ахвледиани [и др.]; под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 511с.

37 Страхование: учебное пособие /А.Н. Базанов [и др.]; под ред. Г.В. Черновой. – М.: - Проспект, 2009. – 432с.

38 Страхование: экономика, организация, управление: учебное пособие / А.Н. Базанов [и др.]; под ред. Г.В. Черновой. - М: Экономика, 2010. - 670с.

39 Страховое дело: учеб. пособие / М.А.Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин [и др.]; под ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. – Минск: БГЭУ, 2001. – 286с.

40 Структура поступлений страховых взносов и страховых выплат / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/insurance/info-insurance/. – Дата доступа: 02.04.2012.

41 Султанов, Д. Мировой страховой рынок в 2005-2007 годах / Д.

Султанов / Интернет журнал о страховании «Фориншурер» [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://forinsurer.com/public/09/03/26/3721 - Дата доступа: 13.02.2012.

42 Теория и практика страхования: учеб. пособие / Турбина К.Е., Адамчук Н.Г., Асабина С.Н. [и др.]. – М.: Анкил, 2003 – 704 с.

43 Филонов, В. Недострахование по жизни: метод интенсивной терапии /В.Филонов /Страхование в Беларуси. – 2010. №8. – С.17.

44 Филонов, В. Подходы к страхованию жизни и дополнительной пенсии необходимо пересмотреть /В. Филонов / Страхование в Беларуси. – 2010. №3. – С.10-11.

45 Хадневич, Ю. «Стравита»: достижения и проблемы / Ю. Хадневич / Страхование в Беларуси. – 2010. – февраль. – C.9-11.

46 Хадневич, Ю. «Стравита»: достижения и проблемы /Ю. Хадневич / Страхование в Беларуси. – 2010. №2. С.9-11.

47 Хадневич, Ю. Страхование жизни и пенсии: факторы «за» и «против» / Ю. Хадневич / Страхование в Беларуси. – 2010. – февраль. – C.6-8.

48 Что такое долгосрочное накопительное страхование жизни / Страхование / Сайт Минского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sennica.ru/strahovka/23-chto-takoe-dolgosrochnoe-nakopitelnoe-strahovanie-zhizni.html – Дата доступа: 05.02.2012.

49 Шамсутдинова, Л.Х. Жизнь, которая «не продается»: роль неэкономических факторов в страховании жизни / Л.Х. Шамсутдинова / Страховое дело. – 2006. №12. – С.38-42.

50 Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст / Финансы, учет и аудит. – 2004. №4. – С. 2, 11-12.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Отдельные статистические показатели деятельности страховых организаций, осуществляющих виды страхования, относящиеся к страхованию жизни по состоянию на 1 января 2015 года, млрд руб.

 

Наименование страховой организации Собственный капитал Уставный фонд Чистая прибыль/ убыток
РДУСП «Стравита» 195,55 103,62 155,86
УСП «Приорлайф» 39,95 29,42 0,52
ОАСО «Пенсионные гарантии» 74,51 9,6 47,52
ОАСО «МЕГА ПОЛИС» 12,54 10,88 5,74
Итого по страховым организациям, осуществляющим виды страхования, относящиеся к страхованию жизни 322,55 153,52 209,64

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рейтинг страховых компаний Республики Беларусь в разрезе поступивших страховых премий по состоянию на 1 января 2016 года

 

№ п/п Наименование страховой организации Сумма собранных страховых взносов по договорам прямого страхования и сострахования, млрд руб.
  Белгосстрах 3 964,49
  ЗАСО «ТАСК» 651,13
  ЗАСО «Белнефтестрах» 586,81
  ЗАСО «Промтрансинвест» 565,46
  «Белэксимгарант» 542,52
  РДУСП «Стравита» 509,64
  ЗАО «СК «Белросстрах» 271,90
  СООО «Белкоопстрах» 237,28
  ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» 227,90
  СБА ЗАСО «Купала» 110,66
  ЗАО «СК «ЭРГО» 104,49
  ЗАСО «КЕНТАВР» 74,06
  УСП «Белвнешстрах» 73,25
  ЗСАО «Ингосстрах» 66,02
  УСП «Приорлайф» 65,79
  ИС ЗАО «ППФ Страхование» 38,64
  ЗАСО «ГАРАНТИЯ» 38,17
  ОАСО «Пенсионные гарантии» 6,71
  ОАСО «БАГАЧ» 2,70
  Унитарное предприятие «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» 1,63
  ОАСО «МЕГА ПОЛИС» 0,19
  ЗАСО «Дельта Страхование» 0,15
  РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» 0,00
  СООО «Росгосстрах» 0,00

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [26].

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Данные об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности РДУСП «Стравита» за 2013-2014гг.

 

№ п/п Показатели 2013 год, млн руб. 2014 год, млн руб. Темп роста, %
         
  Доходы по данным бухгалтерского учета - всего 83 779,5 165 893,2 198,0
в том числе:
1.1 Доходы от страховой деятельности 58 940,2 75 189,9 127,6
1.2 Операционные и внереализационные доходы – всего 24 839,3 90 703,3 365,2
в том числе:
  от инвестиционной деятельности 24 839,7 60 562,5 265,2
  Расходы по данным бухгалтерского учета - всего 71 804,4 107 368,4 149,5
в том числе:
2.1 Расходы от страховой деятельности 69 470,0 101 860,8 146,6
в том числе:
  страховые выплаты – всего 49 811,2 103 592,2  
  изменение страховых резервов 51 316,6 70 728,2 137,8
  расходы на ведение дела 33 567,5 46 479,8  
  отчисления в гарантийный фонд и фонд предупредительных (превентивных) мероприятий 3 263,7 4 486,3  
2.2 Операционные расходы – всего 41,5 50,5 1,2
2.3 Внереализационные расходы – всего 2 292,9 5 507,1 240,2
  Финансовый результат (прибыль) 11 975,1 58 524,8 488,7


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных