![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вклад А. Файоля в развитии теории менеджментаВзгляды на управление и менеджмент принципиально зависят от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений — задачи, человек, управленческая деятельность.Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи, операции и функции, а Мэйо и бихевиористы искали ответа на вопросы, относящиеся к природе отношений в коллективе, к мотивам человеческой деятельности, то Файоль пыталсянайти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управленияорганизацией в целом, изучал содержание деятельности по управлениюорганизацией[7]. Анри Файоль (1841—1925) почти всю свою сознательную жизнь(58 лет) проработал во французской компании по переработке угляи железной руды. Центром внимания Файоля была управленческаядеятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильнойорганизации работы каждый менеджер может добиться успеха[8]. В определенном смысле Файоль имел аналогичный с Тейлоромподход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность же учения Файоля состояла в том, что он изучал иописывал особый вид деятельности — управление, чего в такомвиде, как это сделал он, никто до него не делал. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций: ¾ техническая деятельность (производство); ¾ коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен); ¾ финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); ¾ деятельность безопасности (защита собственности людей); ¾ эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); ¾ управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль)[9]. Основная заслуга такого рассмотрения организации состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: ¾ планирование, ¾ организацию, ¾ распорядительство, ¾ координацию, ¾ контроль[10]. Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т.п., Файоль подчеркивал, что в то же время она обязательно должна включать в себя все пять указанных функций. А. Файоль также разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления: ¾ разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы); ¾ власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты); ¾ дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном—результат возможностей руководства); ¾ единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю); ¾ единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей); ¾ подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом); ¾ вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей); ¾ централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты); ¾ цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным); ¾ порядок (все должны знать свое место в организации); ¾ равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму); ¾ стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации); ¾ инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи); ¾ корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы)[11]. Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. После А. Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности, функций управления. Однако все они, в конечном счете, были только последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|