ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. 2 страница
12. Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания. Половые железы (яичко и яичник) вырабатывают половые гормоны, которые выбрасываются в кровь. Мужские половые гормоны андрогены (тестостерон) влияют на развитие половых органов, вторичных половых признаков, опорно-двигательного аппарата. В яичках синтезируется и небольшое количество эстрогенов. Женские половые гормоны продуцируются в яичнике. Клетки фолликулярного эпителия вырабатывают эстрогены. Клетки желтого тела — лютеоциты — секретируют прогестерон. Кроме того, в яичниках образуется небольшое число андрогенов. Эстрогены обеспечивают развитие организма по женскому типу. Прогестерон влияет на слизистую оболочку матки, подготавливая ее к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Половые железы развиваются из единого эмбрионального зачатка. Половая дифференцировка происходит на 7-8-й неделе внутриутроб-ного развития. На 11-17-й неделе уровень андрогенов у плода мужско-го пола достигает значений, характерных для взрослого организма, благодаря чему развитие происходит по мужскому типу. Гормональ-ная активность яичек усиливается с 12— 13 лет и к 16— 17 годам дости-гает уровня взрослых. Подъем ее вызывает пубертатный скачок роста, развитие вторичных половых признаков, а после 15 лет — активацию сперматогенеза. Главная функция андрогенов заключается в стимуля-ции синтеза белка. Именно поэтому мужчины крупнее женщин и имеют большую мышечную массу. Все анаболики, используемые в спорте, являются производными андрогенов. Гиперфункция семенников в раннем возрасте ведет к ускоренному половому созреванию, росту тела и преждевременному появлению вторичных половых признаков. Удаление семенников (кастрация) в раннем возрасте приводит к недоразвитию половых органов и вто-ричных половых признаков. В норме семенники функционируют в те-чение всей жизни мужчины. С возрастом секреция тестостерона сни-жается, но нормальный сперматогенез сохраняется до старости. Начиная с 20-й недели внутриутробного периода в яичнике обра-зуются фолликулы. На всех этапах развития фолликулярные клетки продуцируют эстрогены в разных количествах. Низкий уровень эст-рогенов сохраняется до 8 лет. Постоянный рост их продукции приво-дит к менархе и становлению регулярного менструального цикла. Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание с выраженными вторичными признаками и ранним началом менст-руаций (4-5 лет). С возрастом у женщин наступает менопауза (прекращение менструаций), вызванная тем, что все фолликулы израсхо-дованы. Секреция эстрогенов при этом прекращается, в результате чего андрогены надпочечников начинают проявлять свою активность. Это приводит к изменениям во внешнем облике женщины после ме-нопаузы. Несмотря на уменьшение секреции яичников, гипоталамус и гипофиз продолжают ритмично вырабатывать гормоны, что ведет к неприятным ощущениям («приливам»). Половое созревание девушек начинается и заканчивается раньше, чем юношей (10—15 лет и 12-19 лет соответственно). Параллельно с ускорением темпов общего физического развития (акселерация) в современном мире наблюдается замедление темпов полового созре-вания. Первичные половые признаки закладываются во внутриут-робном периоде, имеются у новорожденного и зависят от генетиче-ского пола. Наружные и внутренние половые органы сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Вторичные половые признаки (хорошо развитые молочные железы, оволосение лобка и подмышек, у мужчин — лица, груди, ног; изменения голоса, скелета, формы тела, распределения жировой и мышечной ткани, менструации у девушек и семяизвержения у юношей и др.) появляются в периоде полового созревания, изменяются после климактерического периода, что обу-словлено гормональным фоном. В детстве и старости у человека есть только первичные половые признаки, поддерживаемые минималь-ным уровнем половых гормонов надпочечников. Стадии полового созревания девушек 1. Ускорение роста. Перед периодом полового созревания (пубер-татным периодом) происходит резкий скачок роста (около 10 см в год). У девочек он начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков, темпы его менее выражены. Поэтому девушки сначала обгоняют юно-шей, еще не вступивших в пубертатный возраст, а потом рост их за-медляется и юноши оставляют их далеко позади. Разные кости растут с разной скоростью, чем и объясняется изменение пропорций тела, угловатость: быстрее растут кисти и стопы, кости лицевого черепа (удлинение лица), в последнюю очередь — туловище. Поэтому подро-стки кажутся худыми, с длинными, нескладными руками и ногами, вытянутым лицом. Параллельно с ростом скелета растут и развиваются мышцы. Функ-ция всегда отстает от структуры, которая за нее отвечает, — рост мышц не успевает за ростом скелета (руки-палки), а рост нервных окончаний и кровеносных сосудов — за ростом мышц (некоординированность движений, неуклюжесть подростков). У девушек наиболее развиты мышцы брюшного пресса, тазового дна и грудные мышцы, обеспечи-вающие форму груди и живота и помогающие в половой жизни и про-цессе родов. 2. Телархе — созревание и рост молочных желез. Начинается с 10 лет вместе с ускорением роста. Предпоследней стадии развития молоч-ные железы достигают к 16 годам, а последней — во время кормления ребенка. Рост груди начинается с роста соска и околососкового круж-ка (ареолы). Цвет соска может быть любым — от светло-розового до темно-коричневого, это зависит только от общего количества пиг-мента в организме (цвета кожи, волос, глаз) и не влияет на функцию железы. Перед менструацией грудь может набухать и болеть. 3. Пубархе — лобковое оволосение — начинается с 10-11 лет. По-следняя стадия достигается к 15-16 годам. У девушек лобковое оволо-сение имеет форму треугольника с четкой горизонтальной верхней границей. Женские половые гормоны сдерживают распространение волос, а мужские — стимулируют. Приблизительно с 13 лет начинает-ся оволосение подмышек и передней поверхности голени. У совре-менных женщин в целом снижен уровень женских половых гормонов и повышен уровень мужских. 4. Кожные изменения. В связи с активным ростом скелета кожа не успевает расти и начинает растягиваться. Чтобы избежать поврежде-ния, трещин растянутой кожи, начинают активно работать сальные железы, выделяющие смазку. Эти железы находятся в основании во-лос, поэтому волосы тоже становятся более жирными. Во время скач-ка роста кожа иногда так сильно растягивается, что на бедрах, животе, молочных железах могут появиться растяжки — багровые полоски, со временем белеющие. 5. Жировой обмен. Форма тела начинает становиться женской: не-высокий рост; более короткие ноги по отношению к туловищу, чем у мужчин; узкие округлые плечи, округлые широкие бедра; развитые молочные железы; большие ягодицы; характерное распределение жи-ра (живот, бедра). Это происходит потому, что мышечная ткань, явля-ясь мишенью половых гормонов, развивается на тех участках тела, где необходима максимальная защита внутренних органов (у мужчин эту защиту выполняют мышцы, женщине сильные мышцы на животе ме-шали бы вынашивать ребенка). 6. Менархе — появление первой менструации в возрасте 11—16 лет. С наступлением пубертата у девушки начинают активно расти и со-зревать наружные и внутренние половые органы под влиянием гормо-нов, выделяемых эндокринными железами. Синтез гормонов гипо-физа и приводит к появлению внешних признаков пубертата. Гормон роста влияет на рост и окостенение хряща. Адренокортикотропный гормон стимулирует надпочечники, гормоны которых (в том числе андрогены) отвечают за оволосение лобка и подмышек, изменение обмена веществ, приспособление к стрессовой ситуации. Пролактин стимулирует созревание и рост молочных желез. Гонадотропные гор-моны способствуют росту и созреванию половых желез. В яичниках начинают синтезироваться женские половые гормо-ны — эстрогены. Органами-мишенями эстрогенов являются все тка-ни и органы. В первую очередь происходит рост и развитие наружных и внутренних половых органов. Слизистая оболочка влагалища со-зревает, становится складчатой, ее эпителий начинает слущиваться, появляется небольшое количество слизистых выделений. Наружные и внутренние половые органы растут, достигают разме-ров, соответствующих таковым у взрослых. Слизистая оболочка матки начинает претерпевать циклические изменения, так как выброс гормо-нов гипофиза, а значит и яичников, происходит циклически. В этом основное отличие функционирования половых систем у мужчин и жен-щин. Продолжительность менструального цикла — 21—35 дней. Цикл устанавливается, как максимум, через год после менархе. Длитель-ность менструации — 3—7 дней, объем теряемой крови — 30—50 мл (не более 80 мл). В начале цикла происходит выброс фолликулостимулирующего гормона гипофиза, вызывающего созревание ооцитов в яичнике. Рас-тущие фолликулы выделяют эстрогены. За 5 дней происходит выбор доминантного фолликула, самого лучшего из всех, вступивших в рост, остальные фолликулы погибают. Доминантный фолликул растет, пока не достигнет диаметра 20 мм. Такой фолликул синтезирует макси-мальный уровень эстрогенов, которые влияют на гипофиз, вызывая снижение фолликулостимулирующего гормона и выброс лютеинизи-рующего гормона. Под действием лютеинизирующего гормона про-исходит овуляция — разрыв оболочки фолликула и выход ооцита в брюшную полость, где он захватывается маточной трубой, в которой может произойти оплодотворение. Если оно не наступило, яйцеклет-ка транзитом проходит через полость матки и выходит во внешнюю среду через влагалище. В это время слизистая оболочка готовилась принять оплодотворенную яйцеклетку и обеспечить развитие заро-дыша. Это происходило под действием гормона прогестерона, выделяе-мого желтым телом — железой, оставшейся после овуляции. Развитие желтого тела обеспечивается лютеинизирующим гормоном гипофиза. Именно прогестерон — гормон беременности — вызывает изменения во всем организме, подготавливающие его к беременности. При не-достатке прогестерона может развиться так называемый предменст-руальный синдром: набухание молочных желез, задержка жидкости, отеки, изменение массы тела, настроения, внимания, боли внизу жи-вота. В конце цикла, через 14 дней после овуляции, резко падает уро-вень всех гормонов гипофиза, атрофируется желтое тело, снижается уровень прогестерона и эстрогенов, образуется минимальный гормо-нальный фон с преобладанием андрогенов (угри, изменение настрое-ния), недостаточный для удержания слизистой оболочки матки, раз-росшейся для принятия зародыша. Слизистая оболочка отторгается и выходит вместе с яйцеклеткой — наступает менструация. Сразу же происходит выброс фолликулостимулирующего гормона, и начина-ется новый цикл — рост новых фолликулов и выбор доминантного. Установившийся менструальный цикл означает физическую готов-ность девушки к беременности. Чтобы менструация началась, необходима так называемая крити-ческая масса тела (не менее 50 кг) и определенный процент (не менее 35 %) массы жировой ткани от общей массы организма. Поэтому де-вушки, изнуряющие себя диетой, рискуют потерять или сильно нару-шить свою репродуктивную функцию. 7. Пубертатный период сопровождается повышенной выработкой половых гормонов, что обусловливает сексуальное поведение. Половое созревание юношей начинается и заканчивается позже, чем у девушек. Поэтому юноши всегда «моложе» девушек, отстают от них (по времени) в физическом и психическом развитии. Стадии раз-вития юношей такие же, как и девушек. Половое развитие подчиняет-ся тем же гормонам гипофиза — фолликулостимулирующему и лю-теинизирующему. Основное отличие мужчин от женщин заключается в том, что у мужчин эти гормоны выделяются постоянно, практиче-ски на одном и том же уровне с начала пубертата до конца жизни. У женщин же выброс их происходит циклично и заканчивается с на-чалом менопаузы, поэтому репродуктивный период женщины корот-кий и все процессы в ее организме протекают циклично, так как во всех органах есть рецепторы к половым гормонам. Репродуктивный период мужчины иногда длится всю жизнь, и его половая система всегда находится в состоянии потенциальной готовности. Стадии полового созревания юношей 1. Ускорение роста. У юношей начинается позже, чем у девушек. Происходит бурный рост мышц и скелета, поэтому в это время необ-ходима диета, богатая белком. Следует помнить, что никотин оста-навливает рост. 2. Телархе. В мужском организме, как и в женском, имеются как андрогены, так и эстрогены, только в разных пропорциях. Поэтому в период полового созревания, когда происходит массивный выброс гормонов, молочные железы могут реагировать на эстрогены и начи-нать припухать. Это особенно выражено у мальчиков с повышенной массой тела, ожирением. 3. Пубархе. У юношей начинается лобковое оволосение по муж-скому типу (ромбовидное), а также оволосение подмышечных впадин, голеней, бедер, предплечий и лица. Первые волоски на лице мягкие, светлые, тонкие, плохо растут. 4. Изменения кожи у юношей связаны с еще большим скачком роста, что вызывает еще большее растяжение кожи и требует еще больше смазки. Андрогены стимулируют работу сальных желез, по-этому мужская кожа всегда жирнее и на ней больше угрей, чему также способствует большее оволосение. 5. Ломка голоса. У женщин этот процесс тоже происходит, но неза-метно. Причина ломки голоса заключается в росте гортани и удлине-нии голосовых связок, что приводит к формированию более низкого голоса. У юношей гортань растет сильнее, образует острый угол — ка-дык, связки тянутся и становятся длиннее, голос ниже. Так как рост нервов всегда отстает от роста органов, эти связки очень плохо управ-ляются, поэтому у юноши на фоне резкого, неустановившегося, не-красивого, немужского еще голоса вдруг появляется «петушиный крик». 6. Появление поллюций (адренархе). Начавшийся выброс фоллику-лостимулирующего и лютеинизирующего гормонов гипофиза спо-собствует созреванию мужских половых желез — яичек. Яичко разви-вается из того же зачатка, что и яичник, поэтому они похожи внешне. Яички, как и яичники, закладываются в брюшной полости, а затем опускаются в мошонку, что необходимо для поддержания более низ-кого температурного режима, оптимального для созревания сперма-тозоидов. Сперматозоиды начинают созревать с началом полового созревания и продолжают до конца жизни. Такие неограниченные возможности связаны с огромным числом клеток в канальцах и их по-стоянным делением. Только полное повреждение всех клеток может привести к отсутствию сперматозоидов. Из семенных канальцев яичка сперматозоиды попадают в придаток яичка, где они обогащаются пи-тательной жидкостью, необходимой им для дальнейшего пути. Затем они попадают в семявыносящий проток, смешиваются с секретом простаты, и образующаяся сперма попадает в мочеиспускательный канал, откуда и происходит ее выброс — эякуляция, всегда сопровож-дающаяся оргазмом. Первый выброс семени бывает у юношей во сне. Это явление называется поллюцией, оно, аналогично менструации у девушек, свидетельствует о нормальном половом созревании. По-скольку сперматозоиды образуются постоянно, то им нужен перио-дический выход. При отсутствии выхода подавляется образование новых сперматозоидов. 7. Пубертатный период характеризуется повышенным уровнем анд-рогенов, влияющих на головной мозг и регулирующих поведение.
13. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Нервная система координирует деятельность всех органов и сис-тем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изме-нениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведе-ние. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процес-сов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы. Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система иннервирует скелет-ную мускулатуру, обеспечивая связь организма с окружающей средой и быструю реакцию на ее изменение. Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, сосудов, кожи, сердце и железы; обеспечивает процессы питания, дыхания, выделе-ния, циркуляцию жидкостей и адаптирует работу органов к потребно-стям организма и условиям внешней среды. Анатомически нервная система имеет центральный и перифери-ческий отделы. Центральный отдел представлен спинным и голов-ным мозгом. Периферический состоит из парных спинномозговых и черепномозговых нервов, нервных окончаний и ганглиев (нервных узлов), образованных телами нейронов. Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Число клеток нейроглии примерно в 10 раз превышает число нейронов. Нейроглия имеет вспомогательное значение и подразделяется на макроглию и микроглию. Клетки макроглии выполняют опорно-тро-фическую функцию: служат опорой для нервных клеток; входят в со-став оболочек нейронов; участвуют в обмене веществ и синаптической передаче. Микроглия представлена мелкими клетками, способными к амебоидному движению, она выполняет защитные функции в нерв-ной системе, осуществляя фагоцитоз. Нейрон представляет собой одноядерную клетку (диаметр ядра со-ставляет 18 мкм) размером от 4—5 до 140 мкм, длина отростков может достигать 1—1,5 м. Основной особенностью строения нейронов явля-ется наличие большого количества нейрофибрилл, которые форми-руют в клетке густую сеть, а также пронизывают отростки. Основной функцией нейрона является получение, переработка, проведение и передача информации, которая закодирована в виде электрических или химических сигналов. В связи с необходимостью проведения ин-формации каждый нейрон имеет отростки (рис. 8). Один или не-сколько отростков, по которым нервный импульс поступает к телу нейрона, называется дендритом. Единственный отросток, по которо-му нервный импульс направляется от клетки, называется аксоном. Нервная клетка пропускает импульс только в одном направлении, от дендрита к телу клетки и далее к аксону. В зависимости от количества отростков различают: униполярные (одноотростчатые), биполярные (двухотростчатые) и мультиполярные (многоотростчатые) нервные клетки. В клетке нейрона и во внеклеточной жидкости концентрации по-ложительно заряженных ионов — катионов (натрий, калий, кальций, магний) и отрицательно заряженных ионов — анионов (хлор, фосфа-ты, карбонаты) различны. Во внеклеточной жидкости положитель-ные и отрицательные ионы находятся в равных соотношениях. Внутри клетки преобладают отрицательные ионы. Калий — внутриклеточный катион, его концентрация в нервных и мышечных клетках в 20-100 раз выше, чем вне клетки. Натрий — внеклеточный ион, концентрация его в клетке в 5-15 раз ниже внеклеточной. Внутриклеточная концен-трация хлора в 20-100 раз ниже внеклеточной. Плазматическая мем-брана нейрона обладает избирательной проницаемостью для различ-ных ионов. Калий легко диффундирует через мембрану и в связи с его высоким содержанием в клетке выходит из нее, вынося положитель-ный заряд и заряжая внешнюю сторону мембраны положительно. Внутренняя сторона мембраны нейрона становится отрицательно заряженной и вследствие этого возникает разность потенциалов (80 мВ), получившая название мембранного потенциала, или потен-циала покоя. При активации нервной или мышечной клетки в ней возникает потенциал действия — быстрый сдвиг мембранного потенциала в по-ложительную сторону. При раздражении в определенном участке из-меняется проницаемость мембраны для натрия и он устремляется в клетку. В результате внутренняя сторона мембраны заряжается по-ложительно, а внешняя отрицательно. На этом участке возникает де-поляризация и потенциал действия, или нервный импульс. Движение ионов, возникающее вблизи деполяризованного участка, приводит к деполяризации следующего участка мембраны, поэтому нервный импульс распространяется по нейрону. Нервные импульсы передаются от одного нейрона к другому по-средством межклеточных контактов — синапсов, образованных отро-стками нейронов. Передача возбуждения осуществляется с помощью биологически активных веществ. Такие синапсы называются химическими, а вещества, передающие возбуждение, нейромедиаторами. Роль медиаторов выполняют норадреналин, ацетилхолин, серотонин и др. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, которой ограничено пресинаптическое окончание, постсинаптической мембраны и синап-тической щели. В пресинаптическом окончании находится множест-во митохондрий и пресинаптических пузырьков (везикул), содержа-щих медиатор. Нервный импульс, поступающий в пресинаптическое окончание, вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора, который в свою очередь действует на постсинаптическую мембрану, вызывая образование нервного импульса в постсинаптической части. В нервной системе существует два вида синапсов: возбуждающие и тормозящие. В возбуждающих синапсах одна клетка вызывает акти-вацию другой. При этом возбуждающий медиатор вызывает деполя-ризацию — поток ионов натрия устремляется в клетку. В тормозящих синапсах одна клетка тормозит активацию другой — тормозящий ме-диатор вызывает поток отрицательных ионов в клетки и деполяриза-ции не происходит. Все аксоны и дендриты нейронов на расстоянии от тела клетки по-крыты оболочками и называются нервными волокнами. В центре нерв-ного волокна лежит осевой цилиндр. Различают безмякотные и мякот-ные нервные волокна. Безмякотные (безмиелиновые) нервные во-локна тонкие, а осевой цилиндр покрыт одним слоем глиальных клеток. Мякотные (миелиновые) нервные волокна имеют осевой цилиндр, покрытый кроме глиальных клеток еще и миелиновой оболочкой. Эта оболочка выполняет роль электрического изолятора, обусловли-вая быстрое проведение нервного импульса. Миелиновый слой пред-ставляет собой многократно спирально закрученную вокруг своего цилиндра шванновскую клетку. Скорость проведения импульса по безмиелиновому волокну менее 1 м/с, по миелиновому — 70-100 м/с. Миелинизация нервных волокон у ребенка завершается к 9 годам. Число отростков нерва с возрастом не меняется, но скорость проведе-ния возбуждения повышается. Возбудимость нервных волокон у плода и новорожденного значительно ниже, чем у взрослого, но с 3-месяч-ного возраста она начинает повышаться. У детей также значительно ниже величина потенциала покоя. У новорожденных скорость прове-дения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50 % скорости у взрослых. Скорость распространения возбуждения по нервным во-локнам у детей становится такой же, как у взрослых, только к 5-9 го-дам. Число потенциалов действия, которое способно воспроизвести волокно в 1 с, у новорожденных составляет 4—10, а у детей 5-9 лет приближается к норме взрослых (300—1000 импульсов). В зависимости от функций различают чувствительные, вставоч-ные и двигательные нейроны. Афферентные (чувствительные, рецеп-торные) нейроны являются биполярными клетками, их тела лежат вне центральной нервной системы. Один отросток нервной клетки (денд-рит) следует на периферию и заканчивается рецептором, а второй (ак-сон) направляется в спинной или головной мозг. В зависимости от лока-лизации различают несколько типов рецепторов. Экстерорецепторы воспринимают раздражение внешней среды и расположены в коже, слизистых оболочках и органах чувств. Интерорецепторы получают раздражения при изменении химического состава внутренней среды и давления, расположены они в сосудах, тканях и органах. Проприо-рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и пере-дают импульсы о растяжении и движении. Вставочные нейроны осуще-ствляют передачу нервного импульса с чувствительного центростре-мительного нейрона на двигательный центробежный и лежат в пределах центральной нервной системы. Эфферентные нейроны (двигательные, секреторные) находятся в центральной нервной системе, симпатиче-ских и парасимпатических узлах, аксоны их идут к рабочим органам (мышцам, железам). Различают два вида рабочих органов: анималь-ные (скелетные мышцы) и вегетативные (гладкие мышцы и железы). Нервная, мышечная и железистая ткани относятся к возбудимым, которые в ответ на воздействие раздражителя переходят из состояния покоя в состояние возбуждения. Последнее, возникнув в одном уча-стке мышечного или нервного волокна, быстро передается на сосед-ние, а также на рабочий орган или железу. Таким образом, для этих тканей характерны раздражимость (способность клеток восприни-мать раздражение) и возбудимость (способность клеток отвечать на изменение внешней среды реакцией возбуждения), а для мышечной ткани также и сократимость (способность клеток отвечать сокраще-нием на раздражение).
14. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды. Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая центральной нервной системой. Путь, по которому нервное возбуждение передается при рефлексе, является рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга включает следующие отделы: рецепто-ры, афферентные (чувствительные) нервные волокна, участок цен-тральной нервной системы, эфферентные (двигательные) нервные волокна, рабочий орган. В рефлекторной дуге нервный импульс проводится в одном направлении — от афферентного нейрона к эф-ферентному. Различают простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга состоит из чувствительного, двигательного и одного вставочного нейронов. Рецептор, воспринимающий раздражение, передает нервный импульс к телу первого нейрона (афферентного), который находится в спинномозговом узле или чувствительном узле черепного нерва. Нервный импульс следует в спинной (серое вещество) или головной (ядра головного мозга) мозг и образует синапс с телом вставочного нейрона, который контактирует с эфферентным нейроном. Аксон этого нейрона выходит из спинного или головного мозга в составе передних (двигательных) корешков спинномозгового или черепного нервов и направляется к рабочему органу. В сложной рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами располагаются два и более вставочных нейрона. ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы. Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата. Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии. К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой. На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение. 2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.). Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|