ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Примерная схема анализа урока физической культурыДата: Класс: Вид урока: Тип урока: Вел урок: Вел анализ Задачи урока: 1.___________________ (образовательные) 2.___________________ (оздоровительные) 3.___________________ (воспитательные) Подготовка к уроку предполагает большую предварительную работу, связанную с разработкой и написанием конспекта урока. Очень важно подобрать задачи конкретного урока, выбрать наиболее эффективные средства и методы для решения поставленных задач. В процессе педагогического наблюдения необходимо выполнить ряд действий. 1. Проверить наличие плана-конспекта, его соответствие рабочему плану, правильное оформление и внешний вид, грамотность и аккуратность. 2.Оценить задачи урока, их разносторонность и соответствие программным требованиям (обеспечение всестороннего и гармоничного развития), конкретность, посильность, грамотность. 3.Оценить содержания конспекта в подборе средств, их многообразие и соответствие назначению подготовительной, основной, заключительной частей урока, учет психофизиологических, педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленность, использование круга методов в соответствии с задачами урока и стадией обучения. 4.Оценить содержательность организационно-методических указаний. Организация урока предполагает анализ непосредственной подготовки к занятию, связанной с материально-техническим обеспечением мест занятий, организацию учителем учащихся, помощников из числа учеников, освобожденных от занятия. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты: - подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря, их санитарно-гигиеническое состояние; - внешний вид учителя и учащихся; - рациональность распределения времени в уроке по его частям и видам упражнении, целесообразность использования площади зала, имеющихся снарядов и инвентаря; - целесообразность используемых размещений, построений, перестроений, передвижений, применяемых методов организации работы и методов выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, одновременный), их соответствие содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, влияние на нагрузку, плотность урока, воспитательная ценность и др. Подтверждение примерами. Эффективность использования помощников из числа учащихся (физорга, дежурных, групповодов), степень их подготовленности к выполнению своих обязанностей, соблюдение «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах». Контроль и оценка педагогом работы помощников, освобожденных от занятий. Характеристика средств, используемых в уроке. Подбор средств - одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на их соответствие: - подготовительной части, ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организации учащихся и др.), контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения и т.д.; - основной части урока и решаемым задачам (правильно ли осуществлялся подбор подводящих упражнений, рациональная последовательность предложенного материала, использование облегченных заданий, упрощение условий выполнения, положительный перенос навыка, эффективная повторность, вариативность заданий, учитывались ли возможности учащихся и др.); - заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.). - домашнему заданию, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению. Все подтверждается примерами. Использование методов обучения. Анализ этой стороны методики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов и приемов, основными из которых являются: - методы передачи знаний (словесный, наглядный); - методы практического разучивания упражнений (расчлененный, целостный); - методы предупреждения и исправления ошибок. В последующем анализе следует выделить качество владения и рациональность использования метода слова (какие формы слова использовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, контингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.) Общая культура речи педагога (грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.). Умение пользоваться методом показа (применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкретным задачам урока). Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность показа. Примеры. Использование сочетаний слова, показа и различных действий преподавателя (слово и показ одновременно, показ с коллективным обсуждением), их влияние на решение поставленных перед уроком задач. Качество применения в уроке методов практического разучивания физических упражнений: целостного, расчлененного и целостно расчлененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенностей физического упражнения; соблюдение типичной последовательности при использовании каждого метода). Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений (акцент на основе техники движений, выполнение в упрощенной форме, в облегченных условиях и т.д.). Качество применения на уроке методов предупреждения и исправления ошибок техники физических упражнений, их многообразие (подводящие упражнения, изменения техники основного упражнения, использование ориентиров и пр.). Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества развития физических качеств, улучшения телосложения: - какое внимание уделяется формированию, корректировке, совершенствованию осанки, борьбе с лишним весом, закаливанию организма; - содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспитания применялись (повторный, переменный и др.), их целесообразность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.; - нагрузка в уроке (по внешним признакам), по данным пульсо-метрии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям проведения; - рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, их частота и продолжительность. Воспитательная работа педагога направлена на формирование активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию и осуществляется на протяжении всего урока. Оценка содержания воспитательной работы проводится в следующем порядке: - выделение заданий, предлагаемых для решения воспитательных задач в различных частях урока, умение оценить действия учащихся; - что и как делается для решения задач умственного (мыслительной активности), нравственного (ответственности, организованно- сти), эстетического (эстетических чувств и вкусов) и трудового (дисциплинированности) воспитания школьников; - характер формирования навыков культурного поведения, чувства дружбы и товарищества и др.; - побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, создание в уроке проблемных и поисковых ситуаций, участие школьников в наблюдении, исправлении ошибок, организации взаимообучения, воспитания; - умение педагога владеть классом, формировать сознательное отношение, обеспечивать заинтересованность учащихся. 1.2 Выводы и предложения 1. Образовательная ценность урока. 2. Оздоровительная ценность урока. 3. Воспитательная ценность урока. 4. Положительные стороны деятельности преподавателя. 5. Основные недостатки на уроке и конкретные практические рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства. 6. Оценка в баллах. Фамилия студента, проводившего наблюдение на уроке_________ Оценка методиста__________________ Таким образом, в данном пособии изложены наиболее простые и объективные методы педагогического контроля деятельности учеников и учителя. Сбор информации, осуществляемый в процессе педагогического контроля, в итоге способствует совершенствованию профессионально-педагогической подготовленности будущих педагогов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|