Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции социализации и инкультурации. Социализация – это процесс становления личности, освоения социального опыта, адаптации к обществу, овладения социальными нормами




Социализация – это процесс становления личности, освоения социального опыта, адаптации к обществу, овладения социальными нормами, ролями, обретения социального статуса.

Инкультурация – процесс освоения собственной культуры, её норм и ценностей, овладение культурными образцами, постижение символического пространства культуры.

Индивидуализация – процесс становления личности, реализация способностей, самоопределение, самореализация.

Культура, созданная предшествующими поколениями, «ложится» на конкретную индивидуальность человека: его характер, темперамент, психический склад, определенный уровень знаний, убеждений, нравственных и иных принципов. Таким образом, возникает противоречие между социализацией и индивидуализацией личности. С одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивает нормы общества и его культуры, а с другой стремится сохранить индивидуальность (самостоятельность, оригинальность, самобытность) своей личности. Появляется противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которая формирует творческую, деятельную личность. Норма и свобода – два диалектически борющихся и одновременно выступающих в единстве начала. Проявляется противоречие между традиционностью культуры и её обновлением, самодвижением.

В процессе социализации и социальной адаптации человек полнее обретает свою индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Критические переосмысливая старые нормы и ценности культуры, он создает новые, ранее не известные, творя таким образом и себя.

Функция трансляции (передачи) социального опыта (функция социальной памяти и исторической преемственности) заключается в сохранении и передаче социального опыта, знаний, духовных и нравственных ценностей от одного поколения к другому, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Это важнейшая функция культуры. Опыт – это основанное на практике познание действительности; в широком смысле – единство умений и знаний. Опыт отражает уровень овладения законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на конкретном этапе их исторического развития. Без постоянного овладения им человечество не может успешно двигаться вперед в своем развитии. Кроме культуры нет иного механизма трансляции опыта (знаний, умений, открытий, технологий и т.д.). Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Через культуру передается (транслируется) социальный опыт человечества, сохраняются знания, духовные и нравственные ценности, накопленные человечеством.

Функция познавательная, гносеологическая (от лат. gnosis – познание, наука) реализуется в фиксации культурных фактов, в накоплении знаний о мире. Культура включает все формы общественного сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука) и его уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология). Культура дает картину познания и освоения мира; её важная составная часть наука призвана дать ответы на важнейшие вопросы эпохи.

Регулятивная (нормативная) функция культуры это выработка системы норм и требований ко всем членам общества во всех сферах жизни и деятельности. Нормативная функция является следствием необходимости поддерживать сбалансированность отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она реализуется через обычаи, традиции, нравы, систему моральных и правовых норм. Нормативность – один из главных признаков культуры. Социокультурные нормы поддерживают равновесие в обществе, обеспечивают его стабильность, гармонизируют отношения людей. Культура создает нормы, устанавливает табу, позволяет устанавливать и поддерживать порядок. Аномия – это отсутствие норм, которое нарушает культурное единство общества.

Созидательная, или креативная (от лат. creation – созидание), функция заключается в преобразовании и освоении мира, в постоянном пополнении и приумножении культурного богатства, расширении сфер приложения сил человека.

Защитная функция состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, оружия, лекарств, транспортных средств – человек увеличил свои способности приспособления к окружающему миру, подчинил себе силы природы. Ему не страшны голов и наводнения, он умеет бороться с эпидемиями. Но технический прогресс, выполняя защитную функцию, порождает проблемы: истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни, в том числе искусственные (например, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, с одной стороны, снижает угрозу здоровью людей, а с другой – повышают её.

Релаксационная, рекреативная функция (функция разрядки) состоит в предоставлении безопасных для общества способов разрядки, организации отдыха (праздники, ритуалы, искусство, спорт и т.д.). Она связана с отдыхом, отключением от забот, хлопот и проблем. Культура имеет врачующую силу, психотерапевтическое воздействие, она предоставляет формы и способы релаксации, чтобы снять напряжение. Кому-то для этого надо посетить музей, концертный зал, другому – посмотреть фильм ужасов, принять участие в массовом празднике.

Гедонистическая функция (функция наслаждения) раскрывает удовольствие от процесса культурной деятельности.

Пайдевтическая (воспитательно-образовательная) функция культуры реализуется в воспитании индивидов, в приобщении их к духовному и материальному миру прошлого и настоящего.

Коммуникативная (от лат. communico – делаю общим, связываю) функция состоит в формировании условий и средств человеческого общения, в передаче информации в любом виде (устное или письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п.). Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый вред человеческому существу, особенно на ранней стадии жизни. Примером служат так называемые феральные люди.

Информатиционная функция заключается в накоплении, хранении и систематизации информации, в обеспечении культурной преемтсвенности и исторического прогресса.

Знаково-символическая (семитическая) функция – это функция обозначения предметов и явлений мира, приписывания значений и ценностей. Благодаря знаковой функции культура предстает как осмысленное представление о мире. Языки, знаки культуры изучает такое направление культурологии, как семиотика (от греч. semeion – знак, признак).

Ценностно-ориентационная, или аксиологическая (греч. axia – ценность, logos – учение, слово), функция заключается в регуляляции социокультурной системы через ценности, идеалы. В культуре заложен механизм отбора и накопления основополагающих нравственных, этических, эстетических и иных ценностей и их воздействие на развитие человека и общества. Культура вооружает человека и общество ценностными ориентациями.

Высшие ценности воплощаются в историческом идеале (ценности). В период Средневековья главной ценностью был Бог; в эпоху Ренессанса – человек и его творчество; в эпоху Просвещения – рационализм: человеческий разум, его способность познавать мир; в Новое и Новейшее время ценностный приоритет принадлежит познанию, образованию и способностям преобразовывать действительность.

Развитые ценности – признак зрелости личности и общества.

Русский философ и литератор Н.А.Бердяев акцентировал внимание на двух началах культуры: консерватизм, обращение к прошлому и обеспечение преемственной связи поколений и культур, с одной стороны, с другой – творчество, обращенное к будущему, создание новых ценностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных