ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫВекторная алгебра и элементы аналитической геометрии Для решения задачи 1 и задачи 2 необходимо изучить следующую литературу: Глава 3, стр. 63-74, Глава 4, стр. 95-101 Глава 9, § 1-13, стр. 222-251 Теперь рассмотрим применение изученных формул на примерах. ЗАДАЧА 1. В декартовой прямоугольной системе координат даны вершины пирамиды А1 В1 С1 D1. Найдите: а) длину ребра А1 В1; б) косинус угла между векторами ; в) уравнение ребра А1 В1; г) уравнение грани А1 В1 С1; д) уравнение высоты, опущенной из вершины D1 на грань А1 В1 С1; е) координаты векторов , , , и докажите, что они образуют линейно независимую систему; ж) координаты вектора , где — середины ребер А1 D1 и В1 С1 соответственно; з) разложение вектора по базису если А1(- 2,2,2), В1(1, - 3,0), С1(6,2,4), D1(5,7, - 1). Решение. а) Найдем координаты вектора по формуле = XВ - XА ; YВ - YА ; ZВ - ZА , где (ХА , YА , ZА ) – координаты точки А1, (ХВ , YВ , ZВ ) – координаты точки В1. Итак, = Тогда = . Итак, длина отрезка (или длина вектора ) равна . Это и есть искомая длина ребра. б) Координаты вектора = уже известны, осталось определить координаты вектора : = . Угол между векторами и вычислим по формуле cos = , где скалярое произведение векторов и равно (, )= 3 ´ 8 + (- 5) ´ 0 + (- 2) ´2 = = 24 + 0 - 4=20, = , = Итак, cos = = . в) Координаты точки А1(- 2,2,2) обозначим соответственно Х0 = - 2, У0 = 2, Z0=2, а координаты точки В1 (1, - 3,0) через Х1=1, У1 = - 3, Z1=0 и воспользуемся уравнением прямой в пространстве, проходящей через две точки: . Следовательно, уравнение ребра А1В1 имеет вид или г) Обозначим координаты векторов и через Х1=3, У1= - 5, 1= - 2 и Х2=8, У2= 0, 2=2 соответственно. Векторное произведение данных векторов определяется формулой Так как данный вектор перпендикулярен грани А1 В1 С1 то можно воспользоваться уравнением плоскости, проходящей через точку (Х0, У0, 0) перпендикулярно вектору , которое имеет вид А . Подставим координаты точки А1 (Х0= - 2, У0=2, 0=2) и координаты перпендикулярного вектора А= - 10, В= - 22, С=40 в это уравнение: – 10 (Х + 2) - 22 (У - 2) + 40 ( - 2) = 0. Раскроем скобки и приведем подобные члены – 10 х – 22 у + 40z + (- 20 + 44 - 80)=0. Итак, уравнение грани А1 В1 С1 имеет вид: - 10х - 22у + 40 z - 56=0 или - 5х - 11у + 20 z - 28=0. д) Вектор является направляющим вектором высоты, опущенной из вершины D 1 на грань А1В1С1. Воспользуемся уравнением прямой в пространстве, проходящей через точку с заданным направляющим вектором: , где - координаты точки D1. Отсюда искомое уравнение: или е) Координаты вектора = = . Обозначим = , = , . Чтобы доказать, что векторы образуют линейно независимую систему векторов необходимо убедиться, что определитель третьего порядка, составленный из координат этих векторов, отличен от 0. Определитель третьего порядка равен = - + = = Вычислим определитель =3 – (– 5) +(– 2) = 3 (0 (– 3) – 5 2)+5 (8 (– 3) – 7 2) – - 2 (8 5 – 7 0) =3 (– 10)+5 (– 24 – 14) – 2 40= – 30 – 190 – 80 = – 300. Так как данный определитель отличен от 0, то вектора образуют линейно независимую систему. ж) Сначала найдем координаты точек М и N соответственно. Координаты точки М = = = N = = = . Получаем вектор = . з) Обозначим через координаты вектора в базе . Тогда = = . Так как = + + ; = + + = , то приравнивая соответствующие координаты, получим систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными. (1) Решим данную систему уравнений с помощью формул Крамера (см. глава 10, стр. 268). Рассмотрим произвольную систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными: (2) Тогда = z , где
Для системы (1) определитель =3 – 8 +7 = = 3 (– 10) – 8 (15 + 10) + 7 (– 10) = – 30 – 200 – 70 = – 300; = 2 – 8 +7 = =3 – 2 +7 = =3 =3 – 8 +2 = =
По формулам Крамера Итак, разложение вектора по базису () имеет вид = ЗАДАЧА 2. Решите систему линейных уравнений а) методом Крамера; б) методом Гаусса; в) с помощью обратной матрицы. Решение. а) Метод Крамера состоит в решении системы линейных уравнений по формулам Крамера , где (Подробности смотрите в пункте з) задачи 1. Так как ; то б) решим данную систему уравнений методом Гаусса. Метод Гаусса состоит в том, что с помощью элементарных преобразований система уравнений приводится к равносильной системе ступенчатого (или треугольного) вида из которой последовательно, начиная с последнего уравнения легко находят все неизвестные системы. Составим расширенную матрицу данной системы.
Поменяем местами первую и вторую строки матрицы чтобы в ее левом верхнем углу была единица. Получим матрицу,
Умножим каждый элемент первой строки матрицы на 4 и прибавим полученные числа к соответствующим элементам второй строки. Матрица примет вид, = Умножим каждый элемент первой строки матрицы на – 3, и прибавим полученные числа к соответствующим элементам третьей строки. Получим: = . Разделим каждый элемент второй строки матрицы на 4, чтобы второй элемент, стоящий на главной диагонали матрицы, стал равным 1. . Умножим каждый элемент второй строки матрицы на – 8 и прибавим полученные числа к соответствующим элементам третьей строки: . Данная матрица соответствует системе уравнений , решение которой совпадает с решением исходной системы. Начиная с последнего уравнения, несложно найти все неизвестные. Действительно, так как и , то Отсюда, Из имеем Ответ: . в) Решение системы в этом случае равно = , где = – обратная матрица для матрицы = , – столбец свободных членов, – определитель этой матрицы. (Общую запись системы трех линейных уравнений с тремя неизвестными смотрите в задаче 1, пункт з, система 2). Составим матрицу состоящую из коэффициентов при неизвестных данной системы: А = . Вычислим ее определитель = – 4 – 4 – 6 = = . Вычислим алгебраические дополнения для всех элементов матрицы А: Тогда = = и = = = = = = . Отметим, что ответы, полученные при решениями разными методами совпадают между собой. Ответ: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|