ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 5. Патентные исследованияВ условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успешная реализация продукции зависит от степени ее новизны, качества и конкурентоспособности. Высокий изобретательский уровень технических решений, на основе которых разрабатывается продукция, является одним из основных условий достижения высоких технико-экономических показателей, но еще не гарантирует эффективную реализацию товара. Требуется углубленный анализ конъюнктуры рынка посредством комплексного изучения патентной, научно-технической и экономической информации, для чего и необходимы патентные исследования. Общие положения Проведение патентных исследований регламентируется следующими нормативными документами: - Положением о порядке разработки и выполнения научно-технических программ (Постановление Совета Министров РБ от 31.08.2005 г. № 961, в ред. от 17.02.2010 г. N 219), первый раздел которого включает технико-экономическое обоснование, содержащее анализ состояния и мировых тенденций соответствующей проблемы, оценку принципиальной новизны и конкурентоспособности предлагаемых к разработке инноваций, соответствия их требованиям международным стандартам. Приложением при разработке и выполнении заданий научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных) является отчёт о патентных исследованиях, оформленный в соответствии с требованиями: - СТБ 1180-99 Патентные исследования. Содержание и порядок проведения; - ГОСТ 15012-84 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр; - СТБ 1578-2005 Техника сельскохозяйственная. Разработка и постановка на производство; - ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; - СТБ П 1616-2006 Техника сельскохозяйственная. Показатели надёжности; - Постановлением МСХП Республики Беларусь № 46 от 5.11.2003 г. «О внесении нормативов на показатели назначения и надёжности с/х техники». В настоящее время под патентными исследованиями понимаются информационно-аналитические исследования, проводимые в процессе создания, освоения и реализации промышленной продукции с целью обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности этой продукции, а также сокращения затрат на создание продукции за счёт исключения дублирования исследований и разработок [19]. Патентные исследования проводятся на основе анализа источников патентной информации с привлечением других видов информации (научно-технической и рекламно-экономической), содержащих сведения о последних научно-технических достижениях, связанных с разработкой продукции о состоянии и перспективах развития рынка продукции данного вида. Патентные исследования проводятся на всех этапах создания новой продукции, в частности при составлении технического задания (ТЗ) на создание новой или модернизированной продукции, а также, при выполнении НИОКР, в процессе создания новой продукции. В обобщённом виде патентные исследования по всему разделяются на три вида: патентно-информационные, патентно-технические и патентно-конкурентные. Задачами патентных исследований являются: - установление требований потребителей к данной продукции. Это необходимо для формулирования технического задания на разработку новых (модернизированных) образцов продукции и проведения различных оценок продукции, и её составных частей, а также технологии её изготовления для выработки обоснованных управленческих решений; - отбор наиболее эффективных (коммерчески значимых) научно-технических достижений из числа последних достижений, связанных с совершенствованием продукции. В частности, на основе патентных исследований осуществляется оценка коммерческой значимости изобретений и других объектов промышленной собственности для принятия решения об их использовании в объекте разработки; - оценка технического уровня промышленной продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Это необходимо для принятия решений о постановке разрабатываемой продукции на производство и снятия ее с производства, а также для установления цены на новые образцы промышленной продукции и формирования рекламы этих образцов продукции; - определение патентоспособности объектов промышленной собственности, разрабатываемых в процессе создания новой продукции, и целесообразности патентования их в одной или нескольких странах; - определение условий беспрепятственной реализации промышленной продукции на рынке конкретной страны или ряда стран без нарушения прав третьих лиц, владеющих патентами, действующими на территории этих стран (экспертиза на патентную чистоту); - анализ тенденций развития рынка продукции конкретного вид, что позволяет, например, прогнозировать спад в развитии рынка конкретной продукции или, напротив, его рост, что необходимо для выработки соответствующих управленческих решений; - анализ условий конкуренции на рынке продукции конкретного вида, включая выявление потенциальных конкурентов, анализ направлений их деятельности, выбор рыночной ниши и т.п.; - стоимостная оценка объектов промышленной собственности при решении вопросов продажи или покупки лицензии, а также при постановке объектов промышленной собственности на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал организуемых новых (в том числе совместных) предприятий.
5. 2 Виды патентных исследований и их связь с этапами создания продукции Связь различных видов патентных исследований с этапами создания продукции показана в табл. 1. Таблица 1. Взаимосвязь видов патентных исследований с основными этапами создания новой продукции
Процесс создания новых образцов продукции может быть условно поделён на ряд этапов, отличающихся по решаемым задачам и методам их решения. Этапу отбора идей предшествует этап поиска новых идей, связанных с созданием промышленной продукции. Поиск осуществляется с помощью различных источников научно-технической информации, в первую очередь патентной информации. На этапе отбора осуществляется процесс отсеивания идей, явно не соответствующих целям и возможностям организации. Эту работу, как правило, выполняют руководители организации-разработчика, поскольку они имеют наиболее полное представление о задачах организации и её возможностях. На этапе формирования технического задания (ТЗ) на НИР устанавливаются требования к объекту разработки с учетом требований потребителей к продукции данного вида, тенденций развития самой продукции, её рынка и достижений ведущих фирм-конкурентов. На этапе выполнения НИР осуществляются выбор направления разработки и экспериментальная апробация наиболее эффективных идей, отобранных на предыдущих этапах и намечаемых к использованию в объекте разработки. С учетом результатов такой апробации осуществляется дополнительный отсев идей, не отвечающих критериям отбора. При этом основным критерием является возможность получения прибыли от реализации продукции с использованием оцениваемого новшества. На этом этапе могут быть предприняты первые шаги по правовой охране новшеств путем оформления заявок на выдачу соответствующих охранных документов. Еще одним критерием отбора новых технических решений может служить их влияние на патентную чистоту объекта разработки. На данном этапе создания новой продукции необходимо провести её предварительную проверку на патентную чистоту. Отбор наиболее эффективных технических решений для использования в объекте разработки должен осуществляться также с учетом их влияния на технический уровень объекта разработки. В процессе проектирования объекта разработки (этап ОКР) возможно также создание новых технических решений, которые должны быть оценены с точки зрения их влияния на технический уровень и патентную чистоту объекта, а также возможностей их правовой охраны. На этапе создания опытной партии проводятся испытания опытных образцов, по результатам которых осуществляется оценка технического уровня продукции. По результатам испытаний может быть принято решение о патентовании некоторых новинок, касающихся технологии изготовления объекта разработки и его отдельных элементов, либо о переводе этих новинок в режим ноу-хау, когда информация о них засекречивается и определяется порядок доступа к ней ограниченного круга лиц. На этом этапе осуществляется окончательная проверка объекта на патентную чистоту с учетом всех используемых видов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований, указаний мест происхождения товаров). На этапе изготовления и испытания опытной партии продукции по результатам оценки ее технического уровня формируется предварительная, продажная цена единицы продукции и разрабатывается ее реклама.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|