Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Онтология как учение о бытии.




Принято считать, чтомир представляет собойопределенное единство, которое существует вечно (или очень длительное время), размеры которого бесконечны (или очень велики) и развитие которого имеет определенную внутреннюю логику и не подчиняется воли и сознанию человека. Возникает вопрос о том, как понимать данное единство? Ведь, если данный вопрос не пытаться решить, то в противоречивом состоянии оказываются все конкретные вопросы частных наук.

Для того, чтобы сформировать подобное представление, в которое бы входили все отдельные предметы, и которое бы являлось предельно общим и достаточным для понимания всего мира как единого целого необходимо особое понятие, не похоже на обозначения конкретных предметов и вещей. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира». «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Различают религиозную, научную и философскую картины мира. В религии подобным собирательным понятием выступает понятие «Бог», в науке к нему принято относить понятие «энергия», в философии единый, бесконечный и непреходящий характер мироздания принято обозначать термином «бытие».

Раздел философии, анализирующий фундаментальные проблемы бытия: проблему появления мира, проблему его единой основы, границы реального мира, универсальные законы развития мира называется онтологией. Сам термин "онтология" был впер­вые употреблен в философском лексиконе Р. Гоклениуса, а как философское понятие впервые сформулировано немецким фи­лософом-рационалистом Хр. Вольфом (1679—1754). Все философские учения в явном или неявном виде всегда включали онтологическую проблематику.

Онтологические вопросы включают в себя вопросы конкретных наук – физики, химии, астрономии, геологии, позволяющих понять устройство, происхождение и развитие мироздания. Однако, онтологические вопросы к ним не сводятся и выходят за их рамки, пытаясь понять модель единой Вселенной, мира как целого.


 

Категория материи.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу)[1]. В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Материя - это особый тип реальности. Материя - это субстанциональная первооснова мира - строительный материал для Бога, либо инобытие Творца, либо материя, сотворенная Богом.

Первые представления ог материи были сформированы в милетской школе (Фалес - вода, Анаксагор - апейрон, Анаксимен - воздух). То есть в качестве первоосновы, материи выступала некая стихия. У Аристотеля - 5 стихий: 4 подлунных (земля, вода, воздух, огонь) и одна надлунная - квинтэссенция (эфир). Материя как праматерия, нечто первичное. Платон считал, что есть хора - первоматерия. Материя повсюду одинакова, но почему же из нее получаются абсолютно различные вещи? Оформляясь, материя превращается в вещи. Это так называемые субстратные коцепции.

Уже в то время реализуются идеи субстанциональной трактовки материи ("архэ") - начало, принцип. Началом в философии называется некий исходный элемент мира, из которого все происходит, но которое само по себе происходит из ничего. Понятие "архэ" употребляется в гносеологическом аспекте. Архэ как начальные, первичные принципы всяких рассуждений. В рамках античности возникла и другая концепция, которая продолжила свое существование после эпохи Средневековья - концепция атомизма (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Демокрит: атомов существует бесконечное множество, они между собой отличаются размером, формой, конфигурацией, положением, и все многообразие вещей объясняется бесконечным сочетанием этих атомов.

Средневековая философия: материя возникает из ничего, она создается одномоментно самим Богом.

Философия Нового времени. Ведется непрерывная борьба со схоластическим единомыслием (Пьер Гассенди, Томас Гоббс). Атомистические концепции вылились в целостные физические концепции (Ньютон). Успех в области физики свидетельствовал об истинности атомистической теории.

Корпускулярные теории - последние "кирпичики" материи.

Континуалистские теории - непрерывность материи не дискретна, а континуальна, это - непрерывная среда, материя длится до бесконечности (Рене Декарт). Обе концепции являются субстратными. В 17 веке многие философы признавали различия первичных (все свойства пространственного толка - фигура, размер) и вторичных (субъективно воспринимаемые качества - вкус, запах, звук) качеств мира.

Существенное свойство материи - масса (это мерило количества самой материи).

17 - 19 вв: характерны физикалистские представления о материи. Механицизм - сведение многообразных мировых процессов к чистой механике.

Редукционизм - сведение более совершенных элементов к более простым.

Революция в науке на рубеже 19 - 20 веков (открытие излучения солей урана, открытие рентгеновского излучения, радиации) спровоцировала диалектическое определение материи. Сложилось мнение о том, что материя сама по себе не есть нечто стабильное. Выражение кризиса философских оснований в физике непостредственно. Ленин "Материализм и эмпириоеритицизм" 1908 год: исчезновение материи это ее превращение в другие невещественные формы. Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашими органами чувств, существуя независимо от них. Он подчеркивает философский характер материи, не увязывает понятие материи ни с какими конкретными физическими свойствами. Определяет материю через противопоставленность тому, чем она по сути не является (сознание). В ленинском определении присутствует поддержка традиционной философской идеи: определенность матреии субстанциональна. Недостатки. Видимо, неудачность философского определения была продиктована желанием Ленина отмежеваться от субъективного идеализма и агностицизма. В ленинском определении нашли отражения идеи Просвещения (Гольбах: материя - это все то, что действует на наши органы познания) и философии 20 века, трактующей материю как субстанцию (Спиноза: материя - субстанция в том смысле, что она самодостаточна, не имеет собственного существования, но существует только в модусах).

 


 

27.Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодействии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаим-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаим-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшест-ми(высшая форма движения возникла на основе предш. и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предш-щим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На осн. Отм-ых кри-ев выделяют 5 осн.форм движ. материи: механическую- пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов; физическую -охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы; химическую:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процес-сы взаимодей-я атомов и молекул).; биологическую -взаимодей-я и сопутствующие им изм. объектов, обр-щих уровни орг-ции живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов; социальную.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы .Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи. Выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную, молекулярную, планетарную, внутризвездную,галактическую и др. Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования ма-териальных систем. Неразрывная связь движения с материей-важн. хар -ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи). К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движ. материи.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных