Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы и законы диалектики




Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Она способствует стягиванию всех разделений, связей, переходов, противоречий в единую систему категорий. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. Посредством диалектического хода мыслей обнаруживается истина. Объективная диалектика восходит к Гегелю, который указал на противоречия как основной импульс развития духа. Диалектика здесь рассматривается как метод развития, с помощью которого обнаруживаются и разрешаются противоречия.

1. закон единства и борьбы противоположностей;

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество –

1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

3. закон отрицания отрицания

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).


 

 

30.Фил категории,их мировоззренч и методолог знач в анализе эк процессов. Категории – это осн. ср-во выраж фил. знания, отраж наиб общие св-ва и отнош реальн.В соотв с принц универс. связи выдел гр катег, без исп-ния кот-х нельзя раскрыть содерж катег. др групп, а также категориально-понятийное сод-ние научн систем: Отношение – фил. кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл и взаимосв. Связь выраж отн-ние, при кот налич, отсутств одних объектов явл. услов налич, отс, измен др. Взаимосвязь- отнош, при кот не только нал, отс или изм. одних объектов явл. усл налич …др, но и наоборот, измен во 2 гр объектов вызыв из. в 1 гр. Действие -ф к, выраж. формы взатмосв объектов, при кот. измен одних объектов направл на изм. др. Взаимод – ф к, выраж. всеобщую форму взаимосв объектов, сост в их взаимообусл изм-нии. Группа ф к, образ на основе принц структ-ти: Единичное – ф к,выраж. св-ва и связи, присущ отд предм и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущ опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отлич отд предм или классы предм др от др. Част ь-ф.к., обознач. предметы, образ. др, бол сложные. Целое – ф.к., обознач, предмет.вкл в себя в кач сост. частей др предм. Система –ф.к., обознач. сов-ть эл-тов, нах. в устойч. связях др с др и образ опред. целост. Элемент – ф.к, обозн сост часть системы. Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целост системы и сохр её осн. св-в при внеш и внутр. измен. Содерж – обозн. сов-ть эл-тов, образ. вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ. устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет.Гр кат-ий, выраж. особ-ти проц развития: Причина и следствие. Причина есть взаим-вие, следствие – рез-т взаим-вия. Необходим- это то, чего нельзя обойти. Случайн-то, что мож быть, а мож и не быть, мож произой так, но мож по-др. Возможн- ф к,обозн сов-ть предмет,явл,кот ещё не стали наличным бытием,но предпос их возник уже им в действ. Развит- бесконеч процесс реал-ции одних возможн и возникн новых возмож. Вероятность - это колич. мера возможн,хар-ет те пределы, в кот сущ возможн.Сод-ние этих кат-рий опред-ет общие принципы прогнозных оценок реал проц, ориентир на взвеш подход в выборе напр-ний преобраз предметно-практич деят, в опред-нии хар-ра и пределов риска в эк-ке.


 

 

31.Простр-врем орг-ция бытия.Основные научн-фил концепции пространства и времени. Материя не сущ. вне пр-ва и времени, точно так же пр-во-время не сущ. вне материи. Налич у объектов границ,их располож по отнош к др объектам трансформир в протяж-ть как основ св-во пр-ва; явная выделен-ть в объектах их кач сост, бол или мен быстр смена этих сост – в длит-ть как осн. св-во времени. Пр-во – форма сущ материи, выраж протяжён, структурн, сосущ и взаимод эл во всех матер. системах. Время –форма сущ-ния материи, выраж. длит-ть сущ-ния и смену сост в изм-нии и развитии всех матер. систем. Предст-ния о св-вах матер объектов форм-лись в русле 2 осн. концепций пр-ва-времени. Согласно субстанциальн конц, пр-во и время – особые субст. сущности, независ одна от др, от налич материал объектов, происх в них проц и их взаимод. Согл реляцион конц, простр-во и время рассм-ся как особые отнош между объектами и проц и вне их не сущ-щие.В выраж в науч. форме субстанц и реляц конц пр-во и время рассм как независ от чел объектив реал-ти – преимущ как реал физич. пр-во и реал физич время. Выработанные в русле этих конц представл о пр-ве и времени наз концептуальным пр-м-временем. Однако помимо этого сущ реал биологич. и соц. пр-во-время и ещё один способ их воспроизвед – перцептуальное пр-во-время. Особ-ти биолог. пр-время также завис от матер. процессов, происход. в живых системах. Биолог. время опред-ся характером и последовательностью биохим. и физиолог. процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. В отличие от концепт. простр-время оно выражает не универс-ные характ-ки форм сущ-ния материи,а преимущ-но вовлечены в человеч. деят-ть и составл. среду его обитания.


32.Ф-фия природы.Идея коэволюции об-ва и природы. Взаимод-е общ-ва и природы явл одной из ак­туал проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуат"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерп.Адекватн пониман знач-я природы дли жизни и разви­т об-ва не сформир полностью и по сей день.Но сегодня эта пробл из чисто теорет.преврат в злободневн практич,решение к-ой во многом мо­жет повлиять на будущ всего чел-ва. В лит-ре часто встреч толкование понят "природа"как сов-ти естеств усл-й сущ чел.общ-ва.Дан термин исп и для обознач создан че­л материал ср-в своей жизни и деят-"2ой природы". Как заметил еще Маркс,постоян обмен вещ-в м/д чел и природ-закон, регулир общ.пр-во;без так об­мена была бы невозмож сама чел. жизнь.Коэв-я предполаг невысок скорость измен параметров биосферы под воздей-ем антропоген факто­ров,что делает реальной адаптацию чел к измен внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптац хар-р целенапр измен параметров биосферы.Возможн чел по ср с мощью биосферы пока еще малы,но он своей деят может нарушить ее равновесие,в рез-те к-ого биосфера перейдет в такое сост,где места челу уже нет. Биосфера Земли не раз проход через критич состояния.Подтвержд тому-катастро­фич смены флоры и фауны. катастрофич"перестройки" биосферы могут произ вследс не грандиозных явл космич масштаба,а незначит измен того или иного параметра биосфе­ры.Все это и породило проблему коэво­люции природы и общ-ва. В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу ув ср t, начин таяние ледников и т.д. Чел еще долго будет расходов земные ресурсы и перес­тр биосферу.Но вся эта деят не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот ре­жим необрат эв-ции,к-ый может грозить челу исчезн его как вида. Совр.период истории чел-ва и планеты в це­лом-переход к тому новому сост биосферы,к-ый Вернадский назв ноосферой.Для него хар-но резкое ускор всех эволюц процессов.


33. Учение о человеке в структуре философского знания
Философия формулирует проблему в изучении человека. Осуществляет интеграцию знания различных наук. Разрабатывает методологию исследования сложного объекта – человек. Она регулирует через систему ценностей изучение человека и мира, в котором он живёт.

В конце 20 века и в начале 21 века актуализировалась проблема сохранения и развития жизнедеятельности человека на планете Земля. Для ее решения необходимо освоение системы знания о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундаментальные философские учения.

Философское постижение человека началось ещё в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы или стихии космоса: состоит из тела и души, которые рассматривались как два аспекта единой реальности в учении Аристотеля или как две разнородные субстанции в учении Платона.

Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек более обращен к высшим, неличностным ценностям.

Согласно религиозным представлениям, человек есть тварь божья, которая будет прощена, если полюбит врагов своих.

Русские религиозные философы к. 19 – н. 20 веков В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский и другие различали религию темную, т. е. слепую веру от религии светлой, обращенной к человеку. Они разработали принципы всеединства человека с космосом, принцип жизни богочеловека. Бог и человек как высшие ценности. Дух человека должен освободить мир от гибели и распада, сохранить всю полноту бытия.

В 1995 г. в России был создан союз антропософских врачей. Это одно из религиозно-философских направлений в медицине, в котором врачи, осознавая всю ответственность перед духовным миром, выступают против духовного насилия над человеком.

По мере развития науки менялся взгляд на человека. Представление о человеке как о божьей твари сменилось представлением о человеке как существе разумном. Но что определяет его развитие? Биологическая природа? Социальные условия жизни?

 

Биологизаторские концепции человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко представлены в евгенике (гр. слово в переводе означает породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики, утверждая, что человек несовершенное существо и его можно улучшить с помощью изменения наследственности. Медицина восприняла эту идею с целью борьбы с врожденными заболеваниями. Сегодня благодаря развитию этих идей уже можно говорить об управляемой биологической эволюции. В связи с этим встают вопросы о контроле над будущим человека, о ценностях как регуляторах жизни человечества.

Социобиология направлена на изучение биологических основ поведения живых существ в том, числе и человека. Сегодня она представляет собой комплекс теорий о взаимодействии в природе человека природных и социальных составляющих.


 

34.Единство природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. Цель и смысл жизни человека.

Крайне усложняющаяся система изучения человека, охватившая почти весь диапазон познания (от физико-математических наук до гуманитарных), предъявляет новые требования к философскому учению о человеке…

В любой из проблем человекознания взаимодействие естествознания, психологии и общественных наук основывается на философском учении о человеке. Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению -- с другой, служит делу интеграции знаний о человеке

В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

В христианской философии библейское представление о человеке как образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе Христа. Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни.

Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. За философским течением, основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин «философская антропология». «Философская антропология -- это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира».

Проблема смысла жизни человека осуждается философами разных направлений, разных эпох.


 

35. Сознание человека как предмет философского знания. Генезис. Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я


 

 

36. Созн-е- целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.


 

37. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.
Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.
Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.
Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.


Предмет и основные понятия теории познания

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

Поскольку субъектом познания, "центром" всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует свой предмет, т.е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это, прежде всего философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - системный, структурно - функциональный, вероятностный и другие подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики. Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.

Субъект и объект познания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед[16]. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Говоря «субъект», мы задаемся вопросом: субъект чего — познания? действия? оценки? Говоря «объект», мы также спрашиваем себя: объект чего — познания? оценки? действия?

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне — что я такое? Познай меня!» Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познанияэто конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина — его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Виды познавательной деятельности. обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание.Каждый вид познавательной деятельности имеет свое толкование истины свой способ раскрытия истины и свое специфическое знание.

Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных