Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.




В античности центральной была проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знания понимались в единстве с его предметом. Для европейской философии 17-18вв. гл. стала проблема связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания. Это привело к появлению рационализма и эмпиризма. Рационализм применял методы науки. Эмпиризм признавал чувственный опыт единственным источником знаний. В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. Кант строит такую теорию, которая была бы независимой от всяких допущений о реальности. Он определял зависимость реальности от самого познания. В западной философии 20в. существовало две особенности: 1) идеалистический эмпиризм сочетается с онтологизмом. 2) появление направлений, которые отрицают осмысленность теории познания. Теория познания марксистско-ленинской философии рассматривала познаваемый материальный мир, объективную реальность, как существующий вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем и отвергает утверждение о его непознаваемости. Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Классические:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли и действительности, представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью; Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету; Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление; Теория истины как опытной подтверждаемости; Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; "Натуралистическая" теория истины: истина - это идея, соответствующая законам Природы

Неклассические концепции:

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения; Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний; Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха; Дефляционная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание; Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами(речевые акты, равноценные поступку) в рамках теории речевых актов

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных