Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие науки. Критерии научности. Научное и вненаучное знание.




Основная форма познавательной деятельности – наука; как целостная система наука в 16-17 вв. (НТР) Система науки означает существование ее как системы знания, как своеобразного духовного института и как социального института. С 17 в. наука развивается относительно самостоятельно в тесной связи с практикой.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющее своей целью постижение истины и открытие объективных законов.

Результат научной деятельности – совокупность знаний, выраженных в понятийной форме и приведенных в систему на основе определенных принципов. Наука образует единую систему знаний, но имеет сложную разветвленную структуру. Так научное знание разделяется по отраслям, которые различаются на основе предмета познания, т.е. определенные стороны действительности, которые изучают по-предмету, а следовательно по методу выделяют:

-естествознание -обществознание (соц. и гумм.)

-о познании и мышлении – логика

-диалектика -гносеология -технические науки.

Своеобразной наукой является математика. Философия не является наукой, но философский компонент присутствует в любой науке. Науки также разделяют по их связи с практикой:

-фундаментальные -прикладные

Сама наука изучает себя посредством ряда дисциплин:

-история и логика науки

-психология научного творчества

-социология знания

Особенности научного познания выражены в критериях научности – это признаки, позволяющие отличить научное знание от других форм познания:

-нацеленность на обнаружение объективных законов природы, общества, мышления

-способность предвидения на основе знания в целях дальнейшего практического освоения действительности-системность: наука – совокупность знаний, приведенных в порядок на основе определенных принципов

-объективность: цель и ценность познания состоит в достижении объективной истины, устранении из познания элементов субъективности

-методологическая рефлексия – осмысление методов и приемов познания

-выработка и применение специального научного языка

-строгая доказательность и достоверность

-опытнаяпроверенность знания

-общезначимость научного знания

-свобода от предубеждений и авторитетов, открытость для критики

Нередко понятия наука и познание отождествляются. Это ошибочно, так как познание м. б. как научное, так и донаучное и вненаучное. Наука лишь одна из исторических форм познания мира. До возникновения науки познание развивалось в донаучной форме – обыденно-практическое знание. Существую также и вненаучные формы духовной культуры: искусство, мораль, философия. Существует также ряд форм вненаучного знания:

- лженаучное знание – сознательно эксплуатируемые предрассудки и домыслы, отличающиеся сенсационным характером и нетерпимостью к критике.

- квазинаучное з. – опирается на силовое методы внедрения, вытесняет все другие точки зрения, существует в крайне идеализированном обществе.

- паранаучное з. – стремится заполнить сферу, где наука не может дать убедительного объяснения. Объектом паранауч. з. может стать явление, которое не вписывается в научное знание. Наука не признает паранауч. теории, т.к. они не предлагают достоверного фактического материала.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных