Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их особенности и методы.




Научное познание разделяется на уровни по характеру познавательной процедуры и качеству получаемого знания. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Рациональный момент имеет подчиненное значение, изучаемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных чувственному восприятию. Методами эмпирического познания являются:

-наблюдение – целенаправленное, пассивное изучение объекта без вмешательства в его функционирование

-эксперимент – целенаправленное активное вмешательство в изучаемый объект.

Также используются вспомогательные методы:

-измерение (кол.хар-ки)

-описание

-сравнение

С помощью этих методов происходит первичная обработка научного материала. На этом уровне могут формироваться гипотезы, фиксироваться научные факты, формироваться эмпирические законы.

Теоретический уровень характеризуется преобладание рационального мышления. Теоретическое познание отражает объекты и процессы со стороны внутренних связей, закономерностей, достигаемых с помощью рациональной обработки эмпирических знаний. Теория является высшей формой организации знания.

Методы теоретического уровня познания:

-абстрагирование (отвлечение от несущественных свойств и связей объекта и сосредоточение на сторонах важных для данного исследования)

- идеализация (создание на основе реальных объектах объектов мысленных – идеальных)

- обобщение (нахождение общих свойств в изученных объектах, свидетельствующих об их принадлежности к одному классу явлений)

-анализ (прием мысленного расчленения объекта на составляющие части с целью изучения)

-синтез (обр. анализу – восстановление объекта, соединение воедино)

- индукция (мысль движется от частного к общему)

- дедукция ( мысль движется от общего к частному) –Бэкон, Лейбниц

-аналогия (метод, позволяющий выявить сходства предметов на основе некоторых общих признаков)

Эти методы имеют преимущественно теоретический характер и используются при переходе от эмпирического уровня познания к теоретическому. Они используются во всех отраслях знаний, поэтому иногда называются общенаучными.

К числу исключительно теоретических методов относят:

-аксиоматический метод (вывод следствий из аксиом)

-гипотетико-дедуктивный (восхождение от абстрактного к конкретному)

-генетический

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных