Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формационная, культурологическая и цивилизационная модели социума.




Формационный подход к развитию общества.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас.

В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.

Культурологический.Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена, т.е. способа переживания жизни.

Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа:1.восхождение культуры (собственно культура); 2.нисхождение или цивилизация;

Цивилизационный. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их.

Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.; 2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.;

Существуют различные критерии определения цивилизаций по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.

Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток.

Феномен власти.

Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть- это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе- концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс- власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата.

Философское содержание политики и права.

Одним из главных принципов государства выступает правовой комплекс, складывающийся на основе морального. Ленин писал: «Право- это воля господствующего класса, возведённая в закон». В древности отношения в обществе регулировались привычкой, традицией, общественным мнением, моральным авторитетом старейшин. Общество не может существовать без регламентации отношений. Поэтому право обретает объективный, официальный статус в государстве, сохраняя свою двойственность. Таким образом право- это система социальных норм, границ поведения человека в государстве. Но власть не учитывающая интересы общества, злоупотребляет своими правами, создавая законы усиливающие социальный дискомфорт. Сущность права заключается в соблюдении принципа социальной справедливости. Этот принцип связывает право с моралью. Отход права от морали противоестественен.

47. Философская проблема личности и государства не случайно обрела приоритетное значение в процессе радикальной перестройки и социального обновления светского общества. Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Ибо именно гос-во призвано самым непосредственным образом отстаивать “неотъемлемые права человека” в обществе. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному гос-ву, т.к. в основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое гос-во не признаёт какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое гос-во опирается на основной закон (конституцию) и всякая власть в правовом гос-ве ограничена законом, а само гос-во является правовым в той мере, в которой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Иначе говоря, не общество служит гос-ву, а гос-во обществу. И правовое гос-во является сильным гос-ом, т.к. оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они ни исходили.

Феномен культуры.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных