Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму.




Заметка. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели: заголовок – лид – зачин – подробности.

Репортаж. По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие: зарисовочная заставка - репортажное описание – концовка.

3.Интервью. Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации.

К информационным жанрам относятся заметка, отчет, интервью, репортаж. Их важнейший признак – новизна сообщаемого факта или события, оперативность. Им обязательно присущ событийный повод.

1. Заметка – лаконичное сообщение об актуальных, новых, затрагивающих общественный интерес событиях и явлениях социальной практики. Цель – ориентирование читателя.

2. Отчет – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии.

3. Интервью - развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей.

4. Репортаж – это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение, отражающее поступательное развитие реального события с предельной наглядностью, порождающей «эффект присутствия».

Виды репортажа: событийный, постановочный, проблемный, тематически-познавательный, актуальный, репортаж – расследование.

Споры ученых о составе группы информационных жанров:

Б.В. Стрельцов: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка.

Л.Е. Кройчик: 1)оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; 2)оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты.

В.В. Ворошилов: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, ком­ментарий, репортаж, отчет.

А.А. Тертычный: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, бли-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.

В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняет­ся новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика «Журналистское расследование», которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготов­ки.

 

15.Аналитические жанры публицистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содер­жательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами:

1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное;

2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации;

3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

Существует 2 метода преображения действительности в её информационный аналог – рационально-познавательный и художественно-образный. Рационально-познавательный включает в себя 2 уровня познания: эмпирический и теоретический (который и создает поток аналитических публикаций).

Особенность аналитических жанров состоит в том, что они предлагают интерпретирующую информацию, логический анализ явлений. Жанры, которые воспроизводят действительность как процесс.

· Обращаемся к прошлому – прогнозируем будущее.

· Системное представление о действительности. Объем информации очень велик. Чтобы представить информацию системно, надо расчленять ситуацию на первоэлементы и показать их связи, отношения. Получаем информацию о причинах и средствах.

· Необходимо представить противоречивые, подчас взаимоисключающие мнения по поводу одной ситуации. Проблема – отражение в сознании противоречивых явлений действительности.

· От конкретного к абстрактному мышлению. Факт – явление.

Согласно классической концепции, к аналитическим жанрам относятся корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение, обзор СМИ, обзор писем, письмо.

1. Корреспонденция – аналитический жанр, вскрывающий закономерность конкретных фактов действительности в их безусловной пространственно-временной локализации.

Виды корреспонденции: оперативная (узкая по масштабам темы), проблемная / постановочная.

2. Статья – жанр публицистики, основанный на ясном развитии строго определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах.

Виды статьи: общеисследовательская, практическо-аналитическая, полемическая.

3. Комментарий – аналитический жанр, с помощью которого автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними проблемы в форме сжатого анализа, а также выражает их оценку и прогноз развития.

Виды комментария: жесткий комментарий по факту, оперативный комментарий, оперативная мини-рецензия, реплика, колонка.

4. Рецензия – аналитико-публицистический жанр, представляющий собой литературно-причинную оценку отдельного законченного произведения искусства (как явления культуры, публицистики, науки и т.д.)

Виды рецензии: по объему – грандрецензии, микро- и минирецензии; по числу анализируемых произведений – монорецензии и полирецензии; по теме – литературные, театральные, кинорецензии.

5. Обозрение – аналитический жанр, который знакомит читателя с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц и т.п.)

6. Обзор СМИ – аналитический жанр, изучающий особенности публикаций, литературной, творческой деятельности издания, радио- и телепрограмм. Это также способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании и форме.

7. Обзор писем – аналитический жанр, в котором на основе писем, приходящих в СМИ, дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность социальных фактов.

8. Письмо – аналитический жанр в эпистолярной (греч. «послание») форме, в основе которого – острая проблема, требующая немедленного разрешения.

Споры ученых о составе группы аналитических жанров:

Б.В. Стрельцов: корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати, обзор писем.

Л.Е. Кройчик: 1)исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

2)исследовательские – статья, письмо, обозрение.

В.В. Ворошилов: корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение, обзор писем.

А.А. Тертычный: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных