Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законодательство РФ о журналистике. Федеральный закон «О средствах массовой информации».




Основные законы РФ, касающиеся медиасферы:

· Конституция РФ

· Закон «О СМИ»;

· Закон «Об авторских и смежных правах»;

· Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»;

· Закон «О рекламе»;

· Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

· Закон «О связи»;

· Закон «О защите прав потребителей»;

· Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;

· Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Закон «О государственной тайне».

I. Конституция РФ.

История: В царской России не было конституции. Первая – 1924 г., вторая «сталинская» -1936г. (одна из прогрессивных и демократических, но система репрессий не давала выполнять ее), третья «брежневская» - 1977г., четвертая «ельцинская» - 12 декабря 1993г. (принята на международном референдуме, большое влияние президента, мало – у законодательной власти).

Статья 29:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. (Ст.5 Закона «О государственной тайне»: сведения в области внешней политики и экономики; сведения в военной области; сведения в области науки и техники; сведения в области правоохранительной, разведывательной и контрразведывательной деятельности).

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 13 – идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм (никакая религия не может быть признана государственной или официальной);

Статья 15 – приоритет международного над национальным правом;

Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека, не подлежащая контролю со стороны государства и общества;

Статья 41 – ответственность за сокрытие общественно значимой информации;

Статья 44 – свобода творчества и преподавания; интеллектуальная собственность защищена законом;

Статья 55 - право не давать показания против себя и своих близких;

Статья 100 – открытость парламентских заседаний; Статья 123 – открытость судебного производства.

II.Отрасли права, регулирующие деятельность СМИ в России:

Гражданское право (гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс): Статья 139 «Разглашение коммерческой тайны» - штраф; Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» - штраф; Уголовный кодекс РФ (2001г.): Статья 129 «Клевета» - штраф, арест, лишение свободы до 3 лет; Статья 130 «Оскорбление» - арест 3-6 месяцев.

III. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (27.12.1991)

История: 1862г. – временное положение о печати (цензура, газеты не имеют право обсуждать политическую жизнь в стране); 1917 г. – Декрет о печати (закрытие оппозиционных изданий);

1990 – закон «О печати и других СМИ», 1991 - «Закон о СМИ РФ» - 7 глав, 62 статьи:

Глава 1 – общие положения, глава 2 – организация деятельности СМИ, глава 3 – распространение массовой информации, глава 4 – отношения СМИ с гражданами и организациями, глава 5 – права и обязанности журналистов, глава 6- международный обмен информацией, глава 7 – ответственность за нарушение норм настоящего закона.

Достоинства закона: провозглашение свободы слова, запрет на цензуру, запрет на злоупотребление свободой слова; детально прописан мех-м запроса инф-ции в гос. структурах, мех-мы ответа и опровержения. Недостатки закона: противоречие другим законодат-ным нормам РФ, недостаточное внимание к электронным СМИ, отсутствие мех-мов защиты от местных и региональных властей, от учредителей.

18. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста. Саморегулирование журналистской деятельности в современной России.

Журналистская этика - это не фиксируемые юридически, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания.

Существует 2 основных критерия выделения профессиональной этики: 1) применение ПЭ в условиях конкретной профессии на основе общих норм нравственности, 2) ПЭ существует лишь в тех профессиях, которые непосредственно воздействуют на человека. Хотя, как и юриспруденция, и медицина, журналистика направлена непосредственно на человека, специфика отношений с людьми у нее своеобычна: общение с конкретными людьми носит вспомогательный характер, главными являются отношения с аудиторией.

Предмет ПЭЖ – нормы профессионально-этического регулирования, основанные на специфике отношений, вытекающих из диалектики «СМИ – аудитория».

Задачи ПЭЖ:

1) Давать мотив на служение обществу.

2) Дополнять право.

3) Решать ситуации, которые не регулирует право.

4) Повышать дисциплину.

5) Повышать престиж профессии.

Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.

Первый кодекс ПЭЖ – «Хартия поведения», принятая в 1918 во Франции.

1923 – «Каноны журнализма» в США.

1939 – первый международный кодекс ПЭЖ, «Профессиональный кодекс чести журналиста».

1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам.

В СССР Союз журналистов появился в 1957году, в 1988 – создан Совет по профессиональной этике и праву. В историю отечественных СМИ вошли и «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 г.), и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), и «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации.

Кодекс профессиональной этики журналиста (1991):

Глава I. Принципы профессиональной этики советского журналиста: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность.

Глава II. Нарушения норм профессиональной этики: проступки, нарушающие право граждан на получение информации; проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений; проступки против чести и достоинства личности; нарушения профессиональной чести журналистов; нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов.

Глава III. Возложение ответственности: рассмотрение дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики; право официального толкования принципов и норм журналистской этики принадлежит совету по профессиональной этике союза журналистов СССР на конфедеративной основе.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста 1994 года (Союз ж-тов России - 1992):

1) Журналист должен действовать, исходя из принципов данного Кодекса.

2) Журналист должен соблюдать законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег.

3) Необходимость известности источника, различий между фактом и мнением (при этом журналист может не быть нейтрален), недопустимость незаконной и недостойной методики получения информации, обязанность исправлять ошибки.

4) Конфиденциальность источника.

5) Недопустимость злоупотребления статусом журналиста (экстремизма, нарушения гражданских прав, дискриминации по признакам пола, возраста, профессии, расовой, религиозной принадлежности, физических и психических недостатков, Ф.И.О.)

6) Статус журналиста несовместим с работой в органах государственной власти, с оружием.

7) Недопустимо распространять информацию рекламного характера.

8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает законы честной конкуренции и авторские права.

9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса.

10) Журналист пользуется правовыми нормами для собственной защиты.

Недостатки Кодекса: тенденциозность (ярко выраженный либеральный х-р), отсутствие российской специфики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных