Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек как личность. Условия и механизмы формирования личности. Проблема свободы и ответственности личности. Предназначение человека.




Понятие <личность> можно раскрыть лишь исходя из диалектики соотношения человека и общества. В самом первом приближении личность может быть описана как продукт и как субъект общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее природные особенности, определяющим фактором развития являются социально-значимые качества - взгляды способности, интересы, потребности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Существует 2 подхода к диалектике отношения личности и общества. В первом общество противостоит реальному человеку как личности. <Общест-во есть лишь собрание отдельных лиц> (Гельвеций). Другой вариант противопоставления индивида среде выражен в самых разнооб-разных концепциях, которые усматривают в социальных институтах, нормах, требованиях особую самостоятельную и первичную по отношению к личности силу. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Сущностная харак-теристика личности раскрывается прежде всего через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт миро-воззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно. Лич-ность - это общественно развитый человек, осознанно относящийся к своему долгу и правам гражданина отечества, обладающий чув-ством собственного достоинства, осознающий меру своей ответственности за свою жизнедеятельность, судьбу своей семьи и товари-щей, своего народа. Рассматривая вопрос о свободе личности, необходимо выделить две основные стороны в содержании свободной деятельности - свободу выбора и свободный выбор. Свобода выбора (т. е. возможность действовать по собственной воле, а не по при-нуждению извне) как необходимый компонент подлинной свободы предполагает свободный выбор, т. е. те поступки и действия, кото-рые отвечают потребностям развития личности, развитию истинно человеческих сил и способностей, потребностям развития общест-ва, общему прогрессу человеческих отношений. Свобода предполагает и ответственность как неотъемлемую сторону свободы. Вторая концепция личности связана с раскрытием функциональной (ролевой) ее характеристики. Понятие социальной роли означает поведе-ние человека в зависимости от его социального статуса и позиции. Каждый человек выполняет множество ролей. Он - чей-то сын и чей-то отец, старательный или нестарательный студент, или махнувший на все рукой, он входит в какие-то группы по интересам: встречается с товарищами, увлеченными коллекционированием марок и т. д. Таким образом, человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Личность - характеристика социальных качеств человека.

38. Понятие истории.Специфика её философского осмысления. Концепции общественного прогресса и едигой всемирной истории.

Что же следует понимать под словом “история”, когда речь идет об обществе? Данным термином применительно к обществу обозначают: во-первых, реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни; и, во-вторых, науку, изучающую этот процесс во всей его конкретности и многообразии.“Философия истории - область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, такие как: смысл и направленность истории, расчленение и последовательность основных исторических эпох, специфика исторического процесса, соотношение истории и природы, свободы и необходимости в историческом творчестве, а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки”

В ходе эволюции философской мысли выработаны различные концептуальные схемы и теоретические модели объяснения общественно-исторического процесса, в рамках которых предпринимаются попытки ответить на вопросы о смысле человеческой истории и ее направленности, о единстве исторического процесса и многообразии форм его проявления, о роли человека в истории.

При всем многообразии этих моделей их можно подразделить на два основных типа в зависимости от того, рассматривается ли история как единый и целостный процесс развития человечества по восходящей линии или же, наоборот, единство, целостность и однонаправленность общественно-исторического процесса - отрицаются. Модели истории, относимые к первому типу, называют по-разному: концепциями историцизма, субстанциальности истории или концепциями линеарного видения истории, концепциями общественного прогресса. Модели истории второго типа называют культурологическими или циклическими концепциями исторического процесса, концепциями “общественного круговорота” или концепциями локальных культур и цивилизаций. Рассмотрим наиболее известные философско-исторические концепции, позволяющие составить представление о различных подходах к пониманию исторического процесса.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных