ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться. Источником движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это самодвижение. Движению как свойству материи, как единственному способу ее существования характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.
Итак, Движение – есть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться. Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя. Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки… Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания. Покой столь же всеобщ по отношению к материи, как и движение. И все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен. Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе.
Формы движения материи. Разным материальным носителям, принадлежащим разным уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все они взаимосвязаны. Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих критериев: Он выделял: - механическую форму движения материи; сегодня она не выделяется как особая форма, считается, что механические перемещения присущи системам всех уровней организации материи; - физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы; - химическая: ее носители - молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции разного типа. - биологическая: ее носители – сложные органические молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п. - социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Специфика ее в том, что на этом уровне материальная система существует в единстве с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять своей деятельностью, развитием. Взаимосвязь высших и низших форм движения материи Высшие формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности. Сведение высшего к низшему называется редукционизм. Это метафизический подход, так как не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему. Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие. Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной формой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|