ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития и основные проблемы русской философииНачальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Второй период развития русской философии начинается с XVIII в. Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; – секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественной жизни. В это время философия свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: – М.В. Ломоносов; – А.Н. Радищев; – Феофан Прокопович; – В.Н. Татищев; – А.Д. Кантемир и др. Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Ломоносов довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он не отвергает Бога-творца. Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли. Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: – славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); – западники (критиковали церковь и тяготели к материализму). В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения и тенденции. Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.
Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский КОСМИЗМ, сложившийся в России в конце 19 - начале 20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления: религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский); методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский). Первое направление видело в человеке божий замысел; второе - рассматривало человека как космическую планетарную силу. Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса. Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека. 21. Развитие понятия бытия в истории философии. Понятие онтологии. Понятие бытия ввел Парменид (5 в до н.э.). Он говорит, что бытие есть, а небытия нет. Учение о бытии называется онтологией. «Бытие» от слова «быть», «существовать». Во всех языках это слова используется, когда говорится о чем-либо: «Роза есть цветок», в английском существует глагол «is» и т.д. Людям важно знать, что то, о чем они говорят, действительно имеет место, а не является фикцией. Фалес (6 в до н.э.) ввел понятие субстанции. Под субстанцией он понимал некое мировое первовещество, первокирпичики, из которых все состоит, иначе говоря, субстанция является первопричиной всего существующего. Под субстанцией он понимал воду: ведь все бывает влажным. Благодаря субстанции мир является целым, все связано друг с другом. Субстанция порождает все существующее, все зависит от субстанции. Она – первопричина. Сама же субстанция ни от чего не зависит – она сама себе причина. Объективно-идеалистическая онтология, например у Платона, под субстанцией понимает сверхъестественный «мир идей», в христианской онтологии утверждается субстанциональное бытие Бога. В дуализме – две субстанции. Субъективные идеалисты (Юм) считают, что субстанция – это имя, под которым мы объединяем не связанные между собой восприятия. Роль субстанции выполняет поток ощущений субъекта. С введения понятия субстанции начинает развиваться философия и наука – с поиска скрытых причин, связей, закономерностей, в попытке най ти первопричину происходящего. Ведь знание причины поможет нам получить желаемые следствия, подчинить себе мир. Так как субстанция (вода) у Фалеса материальна, то он является материалистом. Понятия бытия и субстанции имеют у разных авторов разную трактовку, но под бытием сегодня понимают все существующее – и видимые предметы и явления, и скрытые связи, отношения. А субстанция – это сущность бытия, неразрывно с ним связанная, первопричина, то, через что мы объясняем мир, события в нем происходящие. Для материалистов субстанция – это материя, и причины происходящего они ищут в связях и явлениях материального мира. Для идеалистов субстанция – это сознание, и причины они ищут в сознании (божественном или человеческом). Итак, бытие есть противоречивое единство материального и идеального. Ему характерно движение, развитие, целостность, единство. Сегодня говорят о глобальном эволюционизме (эволюционирует и общество, и живая природа, и неживая). Формы бытия: 1.бытие природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы); 2.бытие общества (это общество как система, отдельные группы и т.д.); 3.бытие человека (как существа биологического, которому от рождения даны тело и психика, и как существа социального, наделенного сознанием и способного заботиться не только о себе, но и о других, о природе); 4. бытие духовного, которое подразделяется на: а) бытие индивидуализированного духовного (это наши мысли, чувства); б) бытие объективированного духовного (это то, во что мы воплощаем наши мысли и чувства, чтобы они стали доступны другим, т.е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и правила поведения); 5. сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность. Виртуальная реальность – это компьютерная реальность, созданная с помощью машин, но на основе человеческого знания, сплав материального и идеального. Она имеет свои закономерности и особенности и сегодня влияет на нашу жизнь и ее восприятие. Амер.философ М.Кастельс пишет, что мы живем не в реальном, а виртуальном мире: «реальная виртуальность – это система, в которой реальность полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом», т.е. средствами телевидения, Интернета можно конструировать нужный видеоряд и, давая соответствующие комментарии, формировать наше представление о событиях. Многие авторы отмечают, что иногда виртуализация ведет прямо к симуляции бытия, т.е. неподлинности. Знаковая сфера (без которой невозможно мышление) становится прямо таки самодостаточной реальностью. Современный французский философ постмодернист Ж.Бодрийяр отмечает, что знаки заменяют реальное и часто имеет место «пустой знак»… Итак, еще древние греки поднимали вопрос о том, что такое «бытие», как оно устроено. И сегодня по-прежнему каждое поколение открывает для себя что-то новое в наших представлениях о бытии, о своих возможностях в этом мире. Большую роль здесь играют наука и техника. Онтология – философское учение о бытии. Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом. Сущее – то, что есть. Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета. Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т. д. их реальность. Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем; все существующее, т. е. материальный мир и его идеальные продукты, противостоящие явлениям сознания. Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|