ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.Наши знания многообразны и разноценны. И не все из них являются истинными. Существуют и недостоверные знания (мнения, догадки, предположения, фантазии, суеверия). В состав научных знаний входят гипотезы, конкурирующие теории. Еще неизвестно, каких знаний у общества больше. Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризируя природу знаний как достоверной информации о действительности. Вместе с тем, как определить достоверность наших знаний? Сами вещи или человеческие действия – не истинны и не ложны. Истинной может быть только наша мысль об этих предметах, но при условии, что она соответствует действительности. Так впервые была поставлена и сформулирована проблема истины как достоверного и адекватного знания о действительности в античной философии. Платон по этому поводу утверждал: „...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет". Тем не менее, говорить об истине не просто. Во-первых, потому, что предметы бывают разными, в том числе и очень сложными, и находиться в многообразных связях с другими предметами. Во-вторых, эти предметы могут изменяться сами с течением времени или обнаруживать разные свойства при изменении их связей с другими вещами. Например, всем известно, что вода закипает при 100 °С. Это утверждение физики и оно является объективной истиной. Что это значит? А то, что фактуальная достоверность (содержание) данного высказывания не зависит ни от отдельного субъекта, ни от человечества в целом. Однако известно и то, что в горах со снижением атмосферного давления температура кипения воды понижается. Получается, что сама объективная истина может и должна уточняться, что она справедлива лишь для определенных условий. Тем самым всякая истина конкретна, а не абстрактна. И мысль верная в одном случае, может в другое время и в ином месте оказаться заблуждением. Более того, поскольку наши знания об окружающей действительности не могут быть полными и исчерпывающими, то истина оказывается также и относительной. Так, у современного человечества есть определенная сумма знаний о биосфере. Однако множество происходящих в ней процессов пока не поддается пониманию и предсказанию. Отсюда тяжкие последствия цунами, извержений вулканов, землетрясений. Сегодня царит полная неопределенность в оценках учеными факта потеплением климата и возможных последствий. Изучение биосферы продолжается. Классическое определение истины (корреспонденская концепция) восходит еще к Аристотелю, для которого истина – это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Возможность такого соответствия обеспечивалась следующими аргументами: - существует объективный мир, не зависящий от психологических установок субъекта; - есть однозначное соответствие между предметом и его образом (сознание – это отражение объективных явлений); - заблуждения и предрассудки преодолеваются посредством согласования мышления с опытом (эмпиризм), либо с помощью логической проверки самого мышления (рационализм). Особую роль в девальвации корреспондентской теории сыграл кризис в физике (конец 19 – начало 20 вв.), разрушивший веру в объективно нейтральный по отношению к субъекту статус физической реальности (теория относительности, квантовая физика). Поэтому классическая (корреспондентская) теория истины в современной философии дополняется -конвенциональной (А. Пуанкаре), основанной на соглашении научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой); - прагматической (Дж. Дьюи) концепцией, связывающую истинность наших знаний с практическим результатом, пользой; - когерентной (О. Нейрат), которая делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии истины. Если ту или иную теорию можно представить как систему взаимосогласованных логических высказываний, следовательно, она является истинной. Программа усовершенствования и рационализации классической концепции истины была также предложена в семантической теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. Некоторые историки науки и философы вообще отказывают ей в праве на существование, мол, «все относительно». Это релятивистская точка зрения. В отличие от классики, неклассическая философия релятивизирует истину, рассматривая последнюю как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих убеждений. Говоря о невозможности абсолютной истины, неклассика одновременно преодолевает и классическую оппозицию «истина – заблуждение», предпочитая использовать такие понятия, как «степень истины», «правдоподобие», «вероятность» и т.п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|