Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие парадигмы научного знания Природа научных революций




До 1969г. в ф. науки господствовала «кумулятивная» (накопительная) тенденция динамики научного знания. Научное знание – накопление, суммирование достижений различных учёных.
Томас Кун «Теория научных революций» предложил целостную ориентационную теорию науки. Парадигма – теория которая принимается всеми или большинством учёных в качестве образца, эталона для построения других частных теорий. По К.: парадигма в науках возникает не сразу. Первоначально существует несколько конкурирующих теорий. Когда наука достигает стадии зрелости, то появляется теория превосходящая все предыдущие. По К.: первая парадигма в физике была создана Аристотелем 4в. до н.э.; вторая – Ньютоном 17-18в.; третья – Эйнштейном начало 20в. Наука, которую ориентируется на парадигму называется «нормальной». Деятельность учёных в рамках данной науки «решение головоломок» (заранее известен ответ и ищется только алгоритм решения. Попытка вписать новые факты в старую парадигму, изменив некоторые не существенные её моменты, сохранив её суть приводит к сохранению старой парадигмы. В противном случае старая парадигма сменяется новой. По К.: теория не только объясняет факты но и отбирает их; в новую парадигму входят переосмыслённые факты старой; все парадигмы равны, но новая парадигма лучше объясняет новые факты.

Концепция «научных революций» Томаса Куна. Томас Кун отмечает, что теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (т.е. установка, стиль и образ мыслей) научного исследования в данной области. Смена парадигмы представляет собой научную революцию.

Кун считает, что научные теории проходят в своем развитии различные фазы: в допарадигматический период у исследователей нет консенсуса относительно сути их предмета, а потому исследование слабо ориентировано на одну цель; в зрелый («нормальный») период какой-нибудь школе удается решающий прорыв. Образцом оказывается одна парадигма, за которой следуют другие; однако неизбежно появляются аномалии, которые невозможно разрешить с помощью господствующей парадигмы. Постепенно накапливаясь, они приводят к кризису. После этого происходит научная революция, и место старой парадигмы занимает новая.

Для теории Куна характерно, что старая и новая парадигмы несовместимы; новая парадигма не продолжает развитие старой; между ними принципиальный разрыв.

В историографии науки широко распространен так называемый кумулятивистский взгляд на науку. Согласно ему, процесс развития науки представляется постепенным последовательным ростом однажды познанного.

Кун же выступает против такого образа науки. Процесс развития науки включат в себя два этапа: эволюционный и революционный. Первый был назван нормальной наукой, а второй - научной революцией.

Однако в истории науки, как говорит Кун, неизбежно наступает такой момент, когда данная парадигма предстает сообществу ученых как уже не удовлетворяющая его цели, не способная обеспечить эффективное решение научных задач. Происходит революция в науке. Научная революция выражает процесс смены парадигм. Она начинается с кризиса господствующей парадигмы, когда накопившиеся научные факты уже не могут быть объяснены и головоломки разрешены с помощью общепринятых теорий, составляющих содержание нормальной науки, что порождает профессиональную неуверенность. Переход к новой парадигме составляет суть научной революции.

Это не означает полного отказа от научного наследия. Теоретическое наследие можно условно разделить на три части: первая, оказавшаяся ошибочной с т.з. новой парадигмы, отбрасывается; вторая трансформируется применительно к новой парадигме; третья, большая часть научного знания, составляющая ядро наследственного генотипа науки в целом или отдельных ее отраслей, передается следующим поколениям, образуя фундамент научного знания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных