ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.Одной из важнейших проблем ист.фил. является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и, минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории. Нелинейные интерпретации истории корнями уходят в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космических смыслах. Первая концептуализация данной идеи её осуществляется в 18 в. итальянским философом Дж. Вико, выделившим в истории человечества три эпохи – божественную (власть жрецов и безгосударственность), героическую (аристократическое государство) и человеческую (демократия), последовательно сменяющих друг друга. При этом начало «века человеческого» - это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение «века божественного» и так далее по этапам цикла. «Три эпохи» Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, - это своеобразный методологический прием, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа. И.В. Гете сформулировал морфологизирующей физиогномики, принцип предполагающий рассмотрение истории общества подобно сезонным циклам природы: весна – пробуждение и цветение, лето – расцвет, осень – сбор плодов, зима – затухание как природы, так цивилизации и культуры общества.Циклическая модель исторического процесса закрепляются и становятся опорными в ряде ставших классическими философско-исторических концепций. В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях, наиболее авторитетными из которых являются: - концепция культурно-исторических типоврусского историка Н.Я.Данилевского (Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типов, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные цивилизации, Н.Я. Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны общий язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различие в ценностных ориентаций: у древних греков это искусство, у римлян – право и политическая организация общества и т.дю Славянской цивилизации- ряд ценностных приоритетов, среди которых выделяется приоритет справедливого устройства общественной жизни); - концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера (стремится выявить специфику души культуры, составляющей высший этап общественного развития. Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна). - теория локальных цивилизаций А. Тойнби (основными этапами социодинамики являются «возникновение – рост – надлом – распад». Говоря о сущ. в истории человечества 37 цивилизаций, исследуя 21 и отмечая средиоставшихся в современном мире 5 из них, А. Тойнби артикулирует вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели. Они заключаются в действии двух механизмов. Первый - это механизм «Вызова – и – Ответа» - диалог с Божественным Логосом. Второй механизм «Ухода – и - Возврата», регулирующий характер отношений между творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию и ассимиляции новаций большинством населения. Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: - отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множестве типов исторического развития (Данилевский – 10, Шпенглер – 8, Тойнби – 27 цивилизаций); - приоритет духовно-мировоззренческих факторов над материально-производственными («душа культуры» у Шпенглера); - подчинение развития цивилизации «жизненным циклам»(Данилевский – рождение, развитие, старость, смерть; Тойнби - возникновение, рост, надлом, распад). Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому, во многом непонятному и внутренне противоречивому обществу периода цивилизации. Ностальгическими настроениями пронизана концепция «возврата имен» древнекитайского философа Конфуция (VI-V вв. до н.э.), широко распространенные в Древней Греции представления о минувшем «золотом веке». Так, согласно древнегреческому поэту Гесиоду, первое поколение людей было создано богами из золота и было подобно богам, но затем начинается деградация образа жизни: на смену «золотому веку» приходит «серебряный», потом «бронзовый» и, наконец, наступает полный трудов, горя и несчастья «железный век». Прогрессизм оформляется в ХVШ столетии – в «век Просвещения».Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свободе. В немецкой классике прогресс также определяется через развитие духовных факторов (нравственновти у Канта, свободы у Гегеля). Для неклассических концепций прогрессизма характерно: - выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; - подчинение истории человечества единым универсальным законам; - абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационный подходы: Формационная концепция прогресса рассматривается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Цивилизационные модели представлены в концепциях постиндустриального и информационного общества. Выделяют три типа цивилизаций: - доиндустриальная (аграрная, традиционная). Доминирование с/х в экономике, традиции в социальной сфере, религии – в духовной; - индустриальная (приоритет промышленности, власть капитала); - постиндустриальная (акцент из сферы производства переносится в сферу услуг, создаются новые наукоемкие технологии).Конкретизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, т.е. происходит превращение информации в основной ресурс и капитал общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|