ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.Общественно-экономич.формация (ОЭФ) – это общество на опред.ступени развития. Основу каждой ОЭФ образует способ производства – это единство производит.сил и производств.отношений. Ведущими здесь являются производит.силы, которые и определяют производств.отношения. Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества и ступеней его развития, существует также цивилизационный подход, основанный на понятии «цивилизация» - это конкретно-историч.формации, связанные с крупными факторами жизни общества – использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д. Историч.процесс имеет направленный характер. Общее направление – все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления. Цель истории – создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей, и развитие задатков человека. Важным фактором, определяющим направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его – деление на две ступени: чувственную и логическую – выражает основную тенденцию процесса познания – усложнение. Одно из крупных открытий Маркса – единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти общественно-экономических формаций. 1. Первобытно-общинная формация – первая ступень сформировавшегося общества. Самая длинная эпоха из известных. В развитии первобытного человека выделяют две стадии:
Труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека. Труд ручной. Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физич. и духовных чувств человека – чувство обладания. Нет классов, государства, городов в современном смысле слова, нет развитой письменности. 2. Рабство – господство рабского труда и деление людей на людей-индивидов и людей-вещей. Появляется цивилизация: появляются классы, классовая эксплуатация, государство, города, духовная культура и письменность. Рабов было не более 3-5% от населения. Крестьяне и ремесленники были главной рабочей силой. Власть и собственность были в одних руках. Появляется философия. Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономич, политич. и интеллектуального развития человечества. Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид. 3. Феодализм – ускорение распада родовых связей, усиление социального расслоения, формирование различных сословий. Все владели частной собственностью: феодалы – землей, крестьяне – орудиями труда. Имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежащий себе развивался как относительно свободное существо. Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|