Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Теория аргументации 1 страница




1. Понятие, состав и виды аргументации и критики.2. Способы обоснования утверждений в беседе, полемике, учебном процессе.3. Аргументация как процесс познания.4. Тезис аргументации.5. Аргумент.6. Форма аргументации.7. Аргументация и доказательство.8. Виды недоказательных аргументаций.9. Прямой и косвенный виды аргументации.

10. Критика и опровержение.

11. Основные стратегии аргументации и критики.12. Тактика аргументации и критики.13. Приемы аргументации и критики (общеметодологические, логические, психологические, риторические, физиологические, физические).14. Общеметодологические тактические приемы аргументации («оттягивание возражения», «сокрытие тезиса», «затягивание спора», «разделяй и властвуй», «переложить бремя доказывания на оппонента» («истина в молчании»), «кунктация», «хаотичная речь», «уловка Фомы», «игнорирование интеллектуалов», «простая речь»)

15. Понятие о споре. Условия рационального спора.

16. Виды споров по их цели.17. Дискуссия, полемика, диспут.

18. Поля аргументации. Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.

19. Множественная, сочинительная и подчинительная аргументации.

20. Диалектические и эристические споры. Термины, называющие субъектов споров.

21. Эристика как логическая система знаний о правилах полемики и спора. Общие требования к спору.

22. Софизм и паралогизм.

23. Правила аргументации и критики по отношению к тезису. Возможные ошибки.

24. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки.

25. Разновидности ошибки «необоснованный аргумент».

26. Правила аргументации и критики по отношению к форме обоснования тезиса. Возможные ошибки.

27. Приемы и уловки, применяемые в эристическом споре. Способы их нейтрализации.

28. Вопросно-ответный комплекс и его роль в аргументативном дискурсе.

29. Энтимема и ее роль в аргументации.

30. Психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации. Билет 1 1) Логика как наука. Основные этапы в развитии логики. Значение логической культуры в профессиональной деятельности. Логика – наука о мышлении. Логика изучает мышление как средство познания. Это - наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов.Предмет – законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человеку удается познавать окружающих мир. Познание – есть процесс отражения объективного мира сознанием человека.Этапы: древнегреческий (отцом считают Аристотеля 4в до н.э., но он учился у Платона, Платон — ученик Сократа, а Сократ разоблачал софистов). Труды Аристотеля сборник «Органон»: «Категории» — учение о понятии, «Об истолковании» — учение о суждении. «Аналитики» — учение об умозаключении («Первая») и доказательстве («Вторая»). «Топика» Аристотеля посвящена рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам.Период ранней античности сменила античная схоластика (II-V вв. н.э.). Этот период (от Цицерона и до Боэция) характерен вхождением в логический обиход латинской терминологии: схоластика усиленно разрабатывала логический аппарат. Логика в это время входила в число семи свободных искусств и тем самым составляла неотъемлемую часть энциклопедического гуманитарного образования.В средние века логика в Европе — церковно-школьная дисциплина, приспособленная к нуждам вероучения христианства, период средневековой схоластики в логике проявляется в детальной разработке различий ее языка, символики, ее техники. Наиболее значимая фигура - Михаил Псёл (1018-1096): ввел в обиход буквенное (древнегреческими) обозначение суждений, специальными словами — модусы фигур силлогизма. В средневековье логика используется как инструментарий, как средство обоснования догматов церкви, как то учение, которое выступает беспристрастным, общепринятым инструментом полемики, критики, обоснования, доказательства Деятели несхоластической логики Абеляр, У. Шервуд, П. Раме, И.Д. Скот, В. Бурли, У. Оккам, Ж. Буридан, Альберт СаксонскийВ начале Нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) и Р. Декарт (1596—1650), резко выступили против аристотелевской логики: попытка создать логику открытий, позволяющую с помощью наблюдений, опыта, экспериментов отражать естественный мир и его свойства соответственно природе этого мира. Продолжением декартовской дедуктивной линии в логике выступает и Г.В. Лейбниц (1646—1716), который считал, что логика дает другим наукам метод открытия и доказательства. Заслуга Лейбница в разработке принципов логики, системы логических модальностей, формировании математической логики.После Г. Лейбница единая линия истории логики раздваивается на историю традиционной формальной логики и историю математической (символической) логики- логистика (Дж. Буль).И. Кант предложил для преодоления ограниченности общей (формальной) логики, создать новую логику, выясняющую возможность безусловно всеобщих и необходимых априорных истин. Поставленную И. Кантом задачу по-своему решил Г. Гегель своей диалектической логикой, логикой абсолютной идеи, т.е. идеалистической логикойВ России: Курбский, в 17 веке Лихудой, "Логика" Макария Петров, работы М. Ломоносова "Краткое руководство к риторике" (СПб., 1744) и «Краткое руководство к красноречию». Широкое распространение логики в России началось в XIX веке, когда с развитием высшего светского, университетского образования, где логика была обязательной учебной дисциплиной (имена Любовского, И. Любачинского, П. Лодия, А. Галича) логическая культура- Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает: определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах; умение использовать эти знания в практике мышления — оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; навыки анализа мыслей — как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. чем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышлении. Вести полемику, аргументированный спор, дискуссию, делать необходимые выводы из исходных мыслей невозможно без знания свойств форм мысли, их законов. 2) Психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации.психология наряду с логикой играет также большую роль в процессе убеждения. в современной практике аргументации психологические аспекты аргументации нередко рассматриваются как моменты, ослабляющие действие рациональных доводов. Особенно часто это встречается в юридической деятельности адвокатуры, стремящейся таким способом парализовать аргументы обвинения. Подлинное назначение психологических доводов состоит не в том, чтобы ослаблять действие аргументов, основанных на фактах и логике, а, напротив, усиливать их, добиваясь гармонии между разумом и чувствами, мыслью и эмоциями.Основоположники классической риторики Аристотель и Платон в своей критике софизма наряду с логикой опирались также на нравственные принципы убеждения. Платон: риторика должна основываться не на вере без знания, а на мудрости и благородстве гражданина. он считал, что основными источниками убеждения являются: во-первых, знание предмета оратором, во-вторых, философскую обоснованность его рассуждений, в-третьих, умение разбираться в душевных качествах слушателей, в-четвертых, нравственный характер самой личности оратора. Еще в античную эпоху было известно, что оратор с твердыми нравственными убеждениями не будет прибегать к софизмам и недопустимым с позиций морали приемам ведения полемики. Билет 2 1. Предмет науки логики. Объективная истинность и формальная правильность мышления. Понятие логической формы и логического следования. Логика — наука о мышлении. логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Логика представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов. В традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Понятие - является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли - отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Это более сложная форма мысли, она состоит уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной. Умозаключение - самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Порой нам достаточно, не прибегая к практике, сопоставить в уме несколько посылок (исходных суждений), чтобы прийти к новому знанию: например, о выгодном помещении капитала, пользуясь лишь данными о курсе рубля, кредитных ставках. Логика - это наука, исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая целью получение истинного знания об окружающем мире. Следовательно, она должна оперировать понятиями «истинность мышления» и «правильность рассуждения».«Правильное мышление» основано на логике. Именно логика, умело подобранная в соответствии с предметом рассмотрения, делает мысли адекватными реальности.Обычно истинность мышления определяют как соответствие знания объекту. истинность определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.Правильное рассуждение можно определить как такое, которое при истинности посылок гарантирует истинность заключения. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.Логическое следование — это отношение, существующее между утверждениями и обоснованно выводимыми из них заключениями, отношение, хорошо известное нам из практики обычных рассуждений. Логическое следование должно вести от истинных положений только к истинным. Если бы выводы, относимые к обоснованным, давали возможность переходить от истины ко лжи, то установление между утверждениями отношения следования потеряло бы всякий смысл.Для того чтобы рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, или логическую форму. Именно логическая форма является основанием для перехода от посылок к заключению в дедуктивных рассуждениях. 2. Энтимема и ее роль в аргументации. Энтимема – сокращенный силлогизм, с пропущенной посылкой или заключением. При этом, если пропущено заключение, оно просто подразумевается. Собеседнику предоставляется возможность вывести его самостоятельно и получить иллюзию, что он додумался до этого сам. В общении с людьми не слишком глупыми, но тщеславными, это лучший метод изложения. Пропуск одной из посылок применяется с другой целью: оно позволяет сократить текст, при условии что, собеседник понимает, о чем идет речь и в голове восстанавливает картину, во всей полноте. В условных силлогизмах посылки обычно стоят после слов типа «поскольку» и перед словами типа «поэтому». Поэтому, построение энтимемы по принципу условного силлогизма облегчает определение того, что именно в ней пропущено и восстановление ее до полного силлогизма. Энтимема (греч. в уме) - в традиционной формальной логике такое дедуктивное умозаключение, в к-ром не выражена в явной форме к.-л. часть: либо одна из посылок, либо заключение. Примеры Э: «Ртуть есть металл, поэтому ртуть электропроводна» (а), «Жадность заслуживает порицания, так как всякий порок заслуживает порицания» (б), В Э. (а) пропущена большая посылка «Все металлы являются электропроводными»; в Э. (б) пропущена меньшая посылка «жадность — порок»;Обоснованием для опускания посылок или заключения в силлогистических умозаключениях, осуществляемых в ходе естественного рассуждения, является простота подразумевания опущенных элементов. Однако иногда Э. могут быть неверно составленными. Именно для раскрытия их ошибочности в логике разработаны правила восстановления Э. в полные силлогизмы. Если обнаружится нарушение хотя бы одного из правил силлогизма, то соответствующая ему Э. будет ошибочной.

Билет 3

1.Познание как процесс отражения объективного мира. Особенности мышления. Абстрактное мышление и его формы (понятие, суждение, умозаключение).

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.). Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера: 1. Все металлы – вещества Литий-металл. Литий - вещество

С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д.

особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных пред метах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.). 2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключ ния и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и пере дачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.

2.Вопросно-ответный комплекс и его роль в аргументативном дискурсе.

Любой человек имеет хотя бы минимальный опыт общения, участия в диалоге. редкий акт общения между людьми обходится без вопросов и ответов на них, тем более такой, как спор.

Вопросно-ответный комплекс является необходимым элементом общения и мышления людей. Данное логико-лингвистическое образование выполняет две важнейшие функции в процессе мышления и общения – познавательную и коммуникативную. Познавательная (эпистемическая) функция вопросно-ответного комплекса заключается в фиксации в мысли и выражении в языке знаний человека о внешнем мире и себе самом. Коммуникативная функция реализуется прежде всего через вопросы и ответы, посредством которых происходит передача знаний и представлений (мнений, точек зрения) от одного человека к другому.

Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей. Вопрос заключает в себе просьбу или требование какой-либо информации. Ответ– это такое высказывание, которое должно содержать в себе требуемую информацию.

Современные логики наряду с другими теориями разрабатывают и развивают теорию вопросно-ответного комплекса, которая называется эротематической (от греч. erotematikos – в форме вопроса) или интеррогативной (от лат. interrogativus – вопросительный) логикой.

В споре, равно как и в любом другом виде речевой коммуникации, ведущая роль принадлежит вопросу. Именно посредством вопросов задается общее направление спора.

Вопрос–это высказывание, истинность которого не установлена или в котором не определены в каком-либо отношении его элементы – логические подлежащее и сказуемое.

Любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя вопрос, спрашивающий тем самым хочет уточнить это знание, дополнить и углубить его.

Информация, на которой основан вопрос и которая так или иначе в нем содержится, называется матрицей (предпосылкой) вопроса. Информация, на отсутствие которой указывается в вопросе, называется неизвестной переменной вопроса. Только наличие предпосылки и неизвестной переменной делает возможным сам вопрос, а также предопределяет характер ответа и его общую схему

Билет 4

1.Мышление и язык. Логический анализ естественного языка.

Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно.

Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.

Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Основные особенности мышления: обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений.

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

 

2.Приемы и уловки, применяемые в эристическом споре. Способы их нейтрализации

 

Различают следующие виды споров по их цели:

1) научную дискуссию (решение научной проблемы)

2) деловую дискуссию (целью является нахождение правильного решения)

3) полемику (спор ради победы).

Спор первого типа – спор ради истины - называется диалектическим. Дискуссия является диалектическим спором, а диспут и полемика - не всегда.

Спор второго типа – спор ради победы – называется эристическим. противоположные стороны называются противниками.

Эристика (с греч. искусство спорить) — искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на то, чтобы доказать правоту спорящего вне зависимости от его истинной правоты. Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте.

При эристическом споре понятие правильности и справедливости аргументов практически не меняется, здесь происходит утверждение своего интереса (простейший пример эристики — умение торговаться на базаре). Результатом эристического спора должно быть соглашение, в определенной степени устраивающее обе стороны.

Эристический спор ведут инициатор и сопротивляющийся ему партнер. В группах — это сторонники позиции и оппозиции. Поэтому такой спор еще называют парламентским.

Теоретической базой его являются понятия: рассуждение, аргументированность, убедительность.

Рассуждение — цепочка умозаключений, изложенных в логической последовательности.

Аргументированность — логическая принудительность вывода тезиса (рассуждение может казаться доказательным).

Убедительность — психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя.

Аргументированность обеспечивает совпадение мнений, убедительность — совпадение чувств. Рассуждения спорщиков могут быть оценены таким образом: а) аргументированные, но не убеждающие; б) убеждающие, но не совсем аргументированные; в) аргументированные и убеждающие.

Безупречно аргументированное рассуждение называют доказательным. Его признаки: определенность понятий; непротиворечивость суждений; достаточность оснований для утверждения тезиса. Однако, обладая логической безупречностью, такое рассуждение может оказаться неубедительным, т.е. не затрагивающим эмоциональное состояние человека.

 

Зачем спорит инициатор?

- Чтобы добиться своей цели.

- Предостеречь от непродуманного решения; вызвать готовность к участию в работе; склонить на свою сторону; добиться согласия.

- Сделать партнера единомышленником; найти истину или оптимальное решение.

Чем продиктовано сопротивление ему?

- Стремлением не попасть под влияние другого человека.

- Неверно понятым высказыванием инициатора.

- Осознанием принципиальной несовместимости своей и чужой точек зрения; предубеждением к его личности; отношением к спору как к спорту («кто кого?»).

 

Билет 5

1.Основные и частные законы классической логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

 

Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же (!) мысль, она должна пониматься одним и тем же способом.

Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман, невнимательность, своего рода логическую халатность.

А = А ( в ходе обсуждения объект и его значение не меняется).

Этот закон предусматривает развитие, изменение предмета, но не допускает изменение его устойчивых свойств.

Сформулирован Аристотелем. Он запрещает самопроизвольно изменять содержание и объем понятий.

 

Закон противоречия - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.

Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.

Аристотель: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными.

Противоречие – утверждение об одном и том ж явлении, высказанное в одно и тоже время в одном и том же отношении. Противоречие несовместимо с логическим мышлением.

Не могут быть вместе истинными 2 суждения, если: одно из них общеутвердительное (все С есть Р), а второе частноотрицательное (некоторые С не есть Р); одно высказывание общеутвердительное, а другое общеотрицательное ( все С есть Р, ни одно С есть Р).

 

Закон исключенного третьего - это закон традиционной формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей (мысли и ее формального отрицания, А и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.

А либо В, либо не В.

Аристотель: не может быть ничего посередине между двумя противоречащими друг другу суждениями, но об одном субъекте всякий отдельный предикат (С и Р) необходимо либо утверждать, либо отрицать.

Неполнота инф должна предостерегать нас от жестких альтернатив мышления, основанных на законе исключенного третьего.

 

закон достаточного основания (Лейбниц) - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.

Под доказательством при этом понимается специальная процедура установления соответствия мысли действительности. Так, чтобы в данный момент убедиться, что мысль "На улице светит солнце" истинна, достаточно выглянуть на улицу и убедиться (с помощью органов чувств), что это на самом деле так. Так устанавливается (т.н. остенсивное доказательство) истинность многих сиюминутных положений.

Всякая истинная мысль должна быть обоснована др мыслями, истинность которых доказана.

Если есть В, то есть и его основание А.

В отношении обоснования истинности (ложности) мыслей, прежде всего суждений, на первом месте стоит непосредственное обращение к содержанию тех или иных вещей, явлений путем применения соответствующих приемов наблюдения, измерения, эксперимента. В то же время, если имеется в распоряжении уже выработанное обобщенное (теоретическое) знание, то истинность многих положений можно установить, исходя из их формы и их формальной связи с уже имеющимися обобщенными (теоретическими) знаниями, истинность которых уже так или иначе установлена.

Способы обоснования в логике: эмпирические (опыт) и теоретические (рассуждение и суждение).

Общеутвердит и общеотрицат опровергаются примером.

Обоснования должны в определенной мере соответствовать имеющимся в данной области законам, принципам, теориям и жизненным установкам людей.

Субъективные приемы обоснования (обращенные к внутреннему миру личности): обращение к интуиции, вере, авторитету, традиции.

Этот закон не исключают того, что познание мира бесконечно.

 

Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.

 

 

2.Правила аргументации и критики по отношению к форме обоснования тезиса. Возможные ошибки.

 

Аргументация — один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение — полная уверенность в истинности, мнение — тоже уверенность, но неполная. То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами, или основаниями. Логическую структуру аргументации, т.е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называют формой аргументации, или демонстрацией.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных