Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критика Аристотелем учения Платона об идеях; Аристотель о форме и материи, о мышлении, нравственности и государстве.




Уже в Первой книге «Метафизики» содержится принципиальная критика Аристотелем учения об идеях, принадлежащего его наставнику Платону. Главная претензия Аристотеля к учению об идеях состоит в том, что оно не вносит никакой ясности в окружающие нас предметы, а попросту удваивает их в воображении. Можно сказать, что Аристотель выступает против платоновского «утопизма», считая его результатом не столько познавательной, сколько поэтической деятельности души, занятой не упорядочивающим прояснением наличной действительности, а ее отрицанием и обесценением во имя искусственных идеальных конструкций.

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

По Аристотелю мышления является частью души, другой ее частью являются ощущения. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, т.е. душу. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение родов сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику – науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.

В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что "добродетель не дается нам от природы; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. Поступки человека ориентированы на счастье. Высшее благо и счастье, доступное человеку – в совершенствовании себя как человека. Счастье предполагает, что человек не просто живет, не просто чувствует; счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью. Чел. становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуациях. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания. Активность разума – цель, достойная человека. Человек дожжен не только знать, что хорошо, а что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу. Среди всех добродетелей выделяется одна, в которой синтезированы все прочие – справедливость. Аристотель осуждает зависть. Зависть – это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Рассудительность и мудрость – еще две добродетели. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Мудрость заключается в познании принципов бытия. Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. Нравственный человек является мерой для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и не знает укоров совести.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.



6. Особенности философии Средневековья, характеристика ее периодов – апологетики, патристики, схоластики. История средних веков преподала людям немало поучительных уроков. Во-первых, культура не может обойтись без философии. Во-вторых, без опоры на науку философия слабеет. В-третьих, губителен отрыв морали от логико-математических наук и естествознания. Имеется в виду, что в средние века из всех наук только логика развивалась более или менее успешно, но для успеха моральных теорий, в том числе теологии этого оказалось недостаточно. Вся история Средневековья – это тщательнейшая проверка возможностей теологии, которая показала, что теология не в состоянии предложить более действенный, чем философия, способ осмысления мира. В заслугу средневековым философам следует поставить следующие достижения.

1) Развитие проблемы универсалий, что способствовало упрочению рационального мышления.

2) Включение в познавательный процесс знаковых, т.е. семиотических, представлений, в том числе в форме символизма.

3) Дальнейшее развитие логики силлогизмов.

4) Развитие средневекового метода истолкования текстов – герменевтики.

5) Развитие схоластического метода, своеобразного варианта средневековой диалектики, спора.

6) Первые обоснования тезиса о доброй и свободной воле.

7) Выделение в составе ментальности человека наряду с телом и душой духовной составляющей.

8) Развитие этических представлений, христианской этики.

9) Осмысление истории человека в эволюционном плане как прохождение одного возраста за другим.

 

1. Апологетика. Сыграла важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представителями апологетики были Тертуллиан, Климент, Ориген и др.; ценности античной философии отбрасываются и появляются новые ценности, которые защищают христианскую религию. Философия античности объявляются ересью.

2. Патристика-философия и теология отцов церкви, которые защищали догматы христианства и выступали против античной философии и языческой религии. Основная задача - обновление христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе. Представители: Августин Аврелий, Иоанн Златоуст.

3. Схоластика- средневековая школьная философия, представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Основная задача - истолкование и формальное обоснование религиозных догматов. Представитель: Фома Аквинский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных