ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Критерии оценки катен· Чем прочнее связи в катене, тем лучше. · Чем короче катена, тем лучше (при условии сохранения прочных связей внутри нее). · Обоюдные связи ценятся больше, чем односторонние. Пример обоюдной связи: игра <—> правила. Односторонная связь: ремонт —> здание, но не наоборот. · Поощряется игра слов (когда у одного слова два значения и они оба используются в катене). · Поощряются остроумие и изящество. · Поощряются метафоры (символические аналогии). Примеры катен, построенных по этим правилам: · торт — свеча — колокольня · рынок — прогноз — туман · дыня — косточки — счет — компьютер См. также катены в конкурсах: 3, 2, 1. В профессиональном создании идей можно расщирить количество разрешенных связей, так как здесь задача — не собственно игра, а максимальное количество идей, полученных с ее помощью. Для тренировки образного мышления возможна игра с единственным типом связей — по аналогии, что делает игру намного сложнее. История Катена является разновидностью игры в ассоциации. Правила построения связей и название игры были созданы Виталием Колесником в 2004—2006 гг. Название «Катена» означает по-латыни «цепочка». В игру оно пришло из философии: Catena Mundi у Декарта — связь всего сущего. Большое спасибо за поддержку и помощь в развитии игры Сергею Бирюкову, Элине Камаевой, Григорию Ситнину и всем участникам катена-конкурсов. №25 рефлексия как форма теоретической деятельности человека Рефлексия в обычном смысле – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Эта рефлексия достаточно специфична. Она должна завершиться целеобразованием, и по своему предмету она включает не только исходный акт деятельности, или его отдельные элементы, но и некоторую более широкую систему, внутри которой этот акт деятельности находится, и которая задает набор требований. Рефлексия есть не акт психологии и сознания, а есть стандартная мыслительная процедура, и как таковая она всегда, подобно всем мыслительным процедурам, является извне, через нормы, образцы и т. д. Рефлексия - форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.Как бы мы ни представляли себе рефлексию, мы сейчас хорошо знаем, что она составляет сущность методологического мышления и методологии. Можно было бы даже сказать, что методология возникает на базе рефлексии и призвана разрешить или снять ее парадоксы. Методология должна превратить рефлексию в регулярную и нормированную процедуру, создать для нее специальные средства и методику. Рефлексия - это акт (как способность - это акт принятия решения). Это то, через что становится возможным все остальное (и число тоже). Это единое действие, и значит единица действия. Это связка начальной и конечной точки пути. (Путь - линия, двоица, длина, затем - ширина, глубина, в результате - пирамида, проекция пирамиды на плоскость - треугольник.) Озарение Под озарением могут пониматься следующие понятия: § Инсайт — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. § Сатори — (в медитативной практике дзэн) внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли». Инса́йт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером. В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. Кроме того, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей, присущие тому воспоминанию. Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение. В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек может получить убеждения по свойствам предмета или материала без получения какой бы то ни было достоверной информации о нём. Сато́ри (яп. 悟り, сатори; кит. 悟, у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзэн). В медитативной практике дзэн считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином «кэнсё» — яп. 見性, кэнсё:, «ви́дение [собственной] природы». Процесс постижения сатори в традиции дзэн часто рассматривается на примере слов учителя Цинюаня (ум. в 740 г.)[1]: Тридцать лет назад, когда я начал изучать дзэн, я сказал: «Горы являются горами, реки являются реками». После того как я прикоснулся к истине дзэн под руководством хорошего наставника, я сказал: «Горы не являются горами, реки не являются реками». Но сейчас, когда я достиг состояния конечного покоя (которым является «просветление»), я говорю: «Горы действительно являются горами, реки действительно являются реками». Мозговой штурм Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Этапы и правила мозгового штурма: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: § Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. § Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. § Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. § Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством». В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O. Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|