Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Критерии выбора главной цели
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс[ Есть такая теория: Если будут стоять два абсолютно одинаковых стога сена, а точно посередине осел, ветер будет доносить одинаковый запах с одинаковой силой от обоих стогов, и все-все условия будут одинаковы, осел никогда не сможет выбрать к какому стогу подойти и умрет от голода. Поэтому при конкретизации цели бывает сложно выбрать определенное направление, особенно если плохо знать, что они собой представляют. Тогда сложно и выполнять неконкретную цель. Любое действие начинается с желания выполнить это действие. Чем больше желание, тем лучше и результат. Люди одержимые очень сильными желаниями, пусть даже патологическими, добиваются большого успеха. С маньяком трудно справиться в одиночку, потому что им руководит страсть к своей мании. Состояния, которые сильнее всего влияют на исход – это страх, злость, мания, то есть аффективные состояния. Припадок эпилептика – это аффективное состояние. Кто сталкивался, тот знает, что удержать эпилептика в припадке просто невозможно, у него появляется неимоверная сила. Таким образом, всем управляют желания и мотивы. Если очень сильно и всерьез захотеть самолет и прикладывать все усилия – его можно купить. Человек от рождения живет по такому стереотипу - учеба в школе, учеба в институте, работа в какой-то организации с заработной платой до 50 тысяч рублей в отдельных регионах и до 15 тысяч в среднем. А те, кто такой стереотип не приемлют, получают гораздо больше. Билл Гейтс, Роман Абрамович и многие другие, они начинали почти без копейки в кармане. Но вышли в миллионеры, частично за счет удачного стечения обстоятельств, но больше оттого, что не хотели жить как все. Желание животного или маньяка или простого человека, в некоторых случаях, инстинктивно. Оно позволяет добиться хорошего результата, но только хорошего, не больше. Чтобы получить лучший результат нужно действовать осознанно, а значит нужно конкретизировать желание – поставить цель. Если цель поставлена правильно, она выполняет три функции: 1. Она помогает направлять усилия в правильное русло. Действительно, мало понятно, что нужно делать, если задана цель – купить самолет. А вот если цель звучит как сделать то-то и то-то, чтобы получить достаточно денег на самолет, уже можно приступать к реализации мечты. Если цель не конкретна, то появляются частые колебания под потоком обстоятельств, появляются ненужные побочные цели, которые часто ведут в неправильную сторону или к провалу основной цели. 2. Она позволяет оценить, насколько успешно выполняется конечная цель и насколько действия полезны и успешны. Если знать каждый конкретный шаг в сторону цели, то можно знать и то, сколько осталось и что делать дальше. 3. Прохождение каждого шага к цели доставляет удовольствие, положительные эмоции, а это еще больше подстегивает работать в этом направлении дальше. Постановка небольших целей по пути к основной помогает идти все быстрее. И, в итоге, можно стать просто машиной успеха, которую будет сложно остановить. Цели важно ставить для увеличения эффективности и в личной жизни, и в работе, и в учебе, и в любом деле, если вы хотите добиться успеха. Но правильно поставить цель достаточно сложно. Можно очень легко сбиться, выбрать не ту цель, или не самую оптимальную. Если человек решает копить деньги на хороший автомобиль, обычно он начинает с того, что начинает экономить на всем. Накопить тысяч, скажем 300, нельзя быстро, поэтому полезнее не только стараться сохранить какую-то часть дохода, но еще и получить дополнительный доход. Вот пример постановки цели, второй вариант которой более оптимален. Для того, чтобы четко понимать насколько достигнута цель, нужна и четко оформленная цель. Например, ЧЕТКО понимать, насколько успешна цель, влюбить в себя соседку или соседа нельзя. А вот цель – жениться на соседке или выйти замуж за соседа, более понятна и успешна она или нет видно сразу. Некоторые неправильно поставленные цели могут принести больше вреда, чем пользы. Если цель – Заслужить повышения по службе до начальника отдела, и для ее выполнения нужно очень хорошо делать работу и на этом все, то такая цель принесет скорее вред, чем пользу. Видя ваше усердие в работе, вас, в большинстве случаев, будут только заваливать работой, ничего не давая взамен. В этом случае более подходящей целью будет примерно такая – Произвести хорошее впечатление на руководителей, или – Изучить аспекты управления отделом и понемногу демонстрировать это руководству. Каждый человек от природы ленив, поэтому небольшие конкретизированные цели, которые достигаются легко и быстро, не дают лени взять верх. Это еще одно преимущество человека, ставящего конкретные цели, в отличие от человека, действующего наобум. Если поставить перед собой слишком сложную цель, такую, выполнить которую почти невозможно, то имеется очень много шансов ее не выполнить. Вы получите много отрицательных подстегиваний, разочарование и злость от неудач не дадут вам выполнить цели даже наполовину. Ну, к примеру, вы, человек из далекого от Москвы города, поставили перед собой цель жениться на дочери Путина. Вам нужны деньги, чтобы добраться в Москву. Вам нужно не только пройти через охрану, но делать это достаточно долго, чтобы успеть заслужить хоть какое-то расположение дочери президента. Ну а уж довести дело до свадьбы совсем нереально. Хотя и возможно. Но и если поставить перед собой слишком простую цель, ее выполнение не принесет удовольствия и мотивировки к дальнейшему следованию к цели. Так что, и тут нужно не переусердствовать, упрощая цель. Нужно, как и всегда, балансировать на грани. Когда вы терпите неудачу пытайтесь извлечь из нее только положительные стороны. Проанализировав те ошибки, которые были допущены, можно избежать их в следующий раз, это всем понятно, но мало кто этим пользуется. Разберитесь, была ли цель слишком простой или слишком сложной, вы прилагали недостаточно усилий или достаточно, но не в том направлении. Еще одно важное условие выполнения цели – это время его выполнения. Если у вас есть цель – нужно начать выполнять ее сразу, только тогда вы добьетесь успеха в ее выполнении. Если цель есть, а никаких усилий по ее выполнению не прилагается, то и цель смазывается и, в итоге, или исчезает или переходит в разряд мечты. Таким образом, систематизируя требования к цели можно выделить следующие: o Цель должна быть конкретной и достижимой в разумных пределах o Цель должна быть и не слишком сложной и не слишком простой, а оптимальной o Цели, составляющие основную цель должны быть такими, чтобы с наибольшей вероятностью дать положительный результат, но, опять же, не быть слишком простыми. o Цель должна быть четко ограничена временем. Но в зависимости от масштабности цели в разных временных периодах. o Достижение цели должно зависеть только от вас. Лучше всего структурировать цели по примерно такой схеме: 1. Цель-мечта. Такая цель рассчитана на год, несколько десятилетий, или всю жизнь. Иногда ее трудно поставить четко, но по-возможности пытайтесь расчленить ее на составляющие цели. Пример такой цели – Прожить жизнь так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы, или – Вырастить двоих сыновей и дать им высшее образование. 2. Долговременная цель. Она может выполнятся несколько лет или месяцев. Этот вариант цели более конкретен. Недостаток планирования такой цели в том, что нужно расчленить цель на составляющие и планировать действия, о которых мало знаешь. Пример – Получить диплом о высшем образовании, или – Выучить древнегреческий язык. 3. Промежуточная цель. На этот тип целей развивается основная цель – цель-мечта или долговременная цель. По ней можно судить об успешности продвижения к цели, так как она уже достаточно конкретна. Пример – Выполнить курсовую работу, или – Найти учебники по древнегреческому языку. 4. Краткосрочная цель. Это самая конкретная из целей, и выполнять проще всего ее. Срок, для выполнения такой цели – от минуты до суток, больше вредно. Пример – Написать вывод к первой главе курсовой работы, или – Выучить 20 слов древнегреческого. Структурируя цели по такой схеме, вы будете четко знать свой следующий шаг к основной цели, а значит, и придете к ней быстрее.
Матрица возможностей, как способ решения творческой задачи в многовариантном поле.
Матрица возможностей — это простой и действенный метод создания идей, позволяющий сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется — это хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача.
Матрицу возможностей (известную также как морфологический анализ, автор — астрофизик Фриц Цвикки) можно отнести к аналитическому поколению креативных методик, сформировавшемуся в период второй мировой войны. О морфологическом анализе уже многие писали, однако думаю, что не все читатели этого блога пробовали его практиковать — возможно, не в последнюю очередь из-за сложности имеющихся описаний. Поэтому постараюсь рассказать об этом методе как можно проще.
Область применения метода — решение творческих задач в многовариантном поле. Многовариантность возникает, в частности, когда поле уже хорошо вытоптано — в качестве типичного примера можно взять рекламную полиграфию. Это не единственная ситуация — могут быть и другие (например, придумать что-то совершенно новое, отталкиваясь от существующего поля), но оставим их за рамками этой заметки.
Лично я предпочитаю использовать матрицу возможностей для проектов, где нужно придумать что-то свежее, не отходя слишком далеко от сложившихся правил. Метод хорош тем, что позволяет использовать особенности такой ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу. Например (возвращаясь к полиграфии), давайте придумаем новый дизайн буклета.
Прежде чем приступить к работе, не забудем четко сформулировать задачу и основные требования. В нашем примере — «Создать презентационный буклет для вип-клиентов банка, бюджет неограничен».
Инструкция
1. Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.
2. В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.
3. Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов — вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых методов генерации идей.
4. Произвольным образом компонуйсте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты — может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углублясь в их критику.
5. Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).
Как видите, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное — дело времени. Его, кстати, уходит не так много — 20—30 минут.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|