ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наука – сфера чел деят-ти, ф-ей кот явл выработка и сиситемат-я общих знаний о дейст-тиНаука – сфера чел деят-ти, ф-ей кот явл выработка и сиситемат-я общих знаний о дейст-ти. Научное познание – это целенаправ познание, которое решает вполне опр задачи. Научное познание характеризуется определенными методами и формами познания. Ему свойственны точность, строгая определенность. Цель - получение новых, более глубоких знаний. Принципы научного познания: - запрет на умышл искажение истины в угоду тем или иным соц целям - требует новационную деятельность, рост науки, запрет на плагиат. Существует 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Они различаются: а) по объекту - эмпирич позн-е – позн-е того, что лежит на поверхности. Эмперич знания соотн-мы с проявлениями сщуности, фрагмент стороной. Это процесс наблюдения. - теоритич – это мыслен реконструкция эмперич знаний. Теоритич объектами м.б. предполагаемые сво-ва и связи. б) по видам знания: - Содерж-ем знания явл эмперич факты и сформулир на их основе эмперич закономер-ти. - Содерж-ем теоритич – научные понятния, категории, законы. Развитые научн знания рождают научн теории. Теория сводит открытые законы к единому объединяющ началу. Это высшая, самая развит форма реализ-и научн знания, дающая представление о законах, существ связях, определенных областью действ-ти. Выдел опр треб-я к теории: адекватность, полнота оаписания, объяснение взаимосв-ей между элементами объекта и между элементами самой теор системы, внутр непротиворечивость. в) по методам: общими (индукция, дедукция, анализ, синтез) - эмперич: наблюдение, описание, эксперимент - теоритич: идеализация, восх-е от абстракт к конкр, формализация. Методология – учение о методах, предметом которой является обоснование методов, исслед-е их эффект-ти и условий примен-я в различных областях. Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практич и теоритич, познават деят-ть. Методом называют и отд познават прием (наблюдение) и систему приемов (диалектич метод). Эти понятия равнозначны (если метод в узком смысле), но отличаются от средства, который включ Интел и предметн средства (приборы, знаковые системы, знания). В зависимости от сферы применения их принято делить на частнонаучн, общенаучн и всеобщие. Частнонаучн или специал определ спецификой предмета данной науки или области практической деят-ти (следственный эксперимент). Общенаучн, имеющ широкую, но тем не менее ограниченную область применения (наблюд-е исп в медицине, астрономии, но не математике). Всеобщие: метафизическ, диалектич и др. Еще одна класс-я - в соотв-и с уровнями научного познания: общими (индукция, дедукция, анализ, синтез); эмперич(наблюдение, описание, эксперимент); теоритич (идеализация, восх-е от абстракт к конкр, формализация). Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, эксперимент. Наблюдение – это систематич, целенаправл восприятие объекта, когда на лицо акт познават процесс, опирабщийся на работу органов чувств чел-а и его матер-ую предметную деят-ть. Наблюдение не предполагает внешательства субъекта в объект. Наблюдение должно соотв треб-ям: - преднамеренность – наблюд-е должно вестись для решения вполне опред задачи, кот четко и подробно формулируется. - планомерность – провед-е наблюдения по плану, составлен исходя из задач исслед-я. - целенаправлен-ть, благодаря кот внимание наблюд-ля сосред-ется на интерес его являении. Она обеспеч фиксацию самого важного, существ-ого. - акт-ть наблюд-я – наблюд-ль не просто наблюдает к-л объекты, а ищет именно нужное - систематичность – наблюд-е по опред схеме. Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выяснения сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в кач эталона, то такое сравнение назыв измерением. Кроме субъекта и объекта, в измерение включ идиницу измерения (эталон_, измерит прибор, а также метод измерения. Важно в таких науках, как сравнит анатомия. Эксперимент – исслед-ль возд на объект путем создания искус условий, необ-х для выявления соотв сво-в, когда сознат-но изменяется течение естеств процессов. Особен-ть экспер-та- возм-ть его повторения, т.е. повторим-ть. Функции экспер-та в познании: - пытаются обнаружить у объекта неизвестные ранее сво-ва и резул-ом этого экспер-та явл утверждения, вытекающие из имеющегося знания об объекте (опыт Резерфорда по рассеиванию альфа частиц, в результате устан планетарная структура атома – это исслед эксперимент) = появл новое знание - необх-мо провер прав-ть утверж-я, теоритич построений – это проверочный эксперимент - в учебных целях нужно продемонстрир явление – это иллюстративн (демонстрат) эксперимент Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация и др. Восхождение от абстрактного к конкретному – это диалектический метод. Маркс «Капитал», который попытался его применить, но не вполне удачно. Абстрагирование – отвлек от всего др. Абстрактное знание – неполное, неточное знание. Конкр значение: 1)то, что сущ в дейст-ти – это конкретное, 2) конкр – это всесторон знание об объекте, это единство многообразных опред-й. Этот метод применяется в единстве с методом единства историч и логического. Под истор понимается объективн дейст-ть, рассматриваемая во всей ее многогранности, в движении и развитии. Историч не отделимо от логического. Логич познание истории развития предмета – это тот же историч метод, но освобожд-й от историч форм. В логике мыслей понятий отраж не всякая связь, а лишь связь необх и закономерная. Соотв логич историч-му касается лишь необ-х связей и отношений, предст собой проявление законов объективно развертывающихся процессов. К теоретическим методам следует отнести идеализацию – сотворение мысленно идеальных объектов, кот не существуют, но изучение которых упростить систему, выделить сво-ва объектов в их чистом виде и позволяет упростить сущ связи (идеальный газ). Метод формализации. Формал-я – это отображение результатов мышления в точных понятиях (утвер-ях), в знаковых формах при помощи разнообр искус языков. Напр, на выявление и уточнение результатов научн знания. Метод изучения объектов дейст-ти путем отображения их в знаковой форме. Эффект-ть закл в том, начколько четко отраж-ся содер-е объекта. Достоинства: - формил-я обеспеч полноту обозрения опред области проблем, обощенность подхода к их решению - спец символика обеспеч краткость и четкость знания - преодолев многознач-ть терминов - позвол формир знаковые модели объектов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|