Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема смысла человеческого бытия




Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.

ИЛИ:

Степень разработанности темы исследования. Проблема познаваемости смысла жизни занимала умымыслителей всех исторических эпох. Начиная со времен Античности Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека и др., сформировали различные подходы к исследованию данной проблемы.

В эпоху Средневековья проблема смысла жизни с акцентом на безусловное божественное начало рассматривалась Августином Блаженным и Фомой Аквинским. В духе своего теоцентристского мировоззрения смысл жизни усматривался ими в познании и созерцании Бога. Познание является наивысшей функцией человека, Бог же - неисчерпаемым источником познавательного процесса.

Мыслители эпохи Возрождения сделали акцент на человека и превратили его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Познание смысла жизни с этого периода осуществляется через призму внутреннего мира человека. Делаются попытки связать формирование личности с реальными, земными условиями ее бытия Николаем Кузанским, М. Монтенем, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Новый этап в разработке проблемы смысла жизни берет свое начало в работах представителей немецкой классической философии. Немецкие идеалисты (И. Кант, Г. Гегель А. Шопенгауэр) противопоставляли культу личных наслаждений требования долга, кодексы обязанностей, моральные законы. И. Кант считал, что смысл жизни имманентен личности и фактором, его образующим, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга. Точка зрения Г. Гегеля по вопросу о смысле жизни отдельного человека раскрывается в диалектическом сопоставлении единичного и общего, субъективного и объективного. А. Шопенгауэр, исследовал смысл жизни в его соотношении с такими феноменами как мир и воля. По его мнению, человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Придать своей жизни смысл возможно лишь путем избавления от «воли к жизни». JI. Фейербах, напротив, усматривает смысл жизни в заботе о себе и индивидуальном счастье.

Новый импульс исследованиям проблемы смысла жизни был дан основоположником философии жизни Ф.Ницше, который считал, что смысл жизни заключается в примирении с ее бессмысленностью.

В Новейшее время достаточно глубоко проблемой смысла жизни занимались такие представителиэкзистенциализма как К. Ясперс, М. Хайдегтер, Ж-П. Сартр, А. Камю, C.JI. Франк. К. Ясперс видел смысл жизни в определении жизненных ориентиров, в осознании индивидом своего места в мире, в восприятии любви, достижении свободы и возможности быть самим собой; М. Хайдеггер усматривал смысл бытия в сосредоточенности на будущем; Ж.-П. Сартр трактовал бытие человека как «ничто»; А. Камю настаивал на бессмысленности жизни.

Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом аспекте предлагает В. Франки, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных