ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): • формационный подход; • цивилизационный подход; • культурологический подход. Имеются также и иные подходы. (постиндустриальное общество) 2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: -первобытнообщинная; - рабовладельческая; - феодальная; - капиталистическая; - коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства". Первобытнообщинная формация характеризуется: примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие); отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда; равенством и личной свободой; отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений. " Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя: ирригационное земледелие как основу экономики; отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные (оросительные) сооружения); государственную собственность на землю и средства производства; массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии); наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Рабовладельческая формация: возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые"— рабов; социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; государство и публичная власть. Феодальная формация основывалась на: крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов; труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян; особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах. При капиталистической формации: основную роль в экономике начинает играть промышленность; усложняются средства производства — механизация, объединение труда; промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая (социалистическая) формация), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: отсутствием частной собственности на средства производства; государственной (общественной) собственностью на средства производства; трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда. Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками; синоним «культуры». История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся: - шумерская; - вавилонская; - минойская; - эллинская (греческая); - китайская; - индусская; -исламская; - христианская и др. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: творческого меньшинства; инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: 1) зарождение; 2) рост; 3) надлом; 4) дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Билет №20. 1. Русская философия. Специфика, основные этапы, представители. Философия России XIX – XX вв. Начало русской философии. Концепции. 1) X-XI вв с момента принятия православия (философию сливают с религией и духовным творчеством) – средневековья (Илларион Киевский, Владимир Мономах) – нравственное поучение, воспитание 2) 30е гг XIXв – выделение 2х основных направления: западничество и славянофильство Общая характеристика русской философии. Связана с православием. С начала отличалась от европейской глубоким вниманием к историософским вопросам (смысл и содержание исторического процесса, место России. Проблема истории, нации в истории, интерес к России как к уникальной стране, нации. Общекритическое отношение к западной философии (кризис, приживаемый европейской философии – появление постклассической философии)В отличие европейских философов критиковали метафизику Гегеля и отход от религии, атеизм. В русской – выход – в новом союзе с религией, обращении к ее ценностям. Указывали на абстрактность и оторванность европейской философии.(Гегель) Жизненность и практическая ориентированность философии. Проблема связи русской философии с русской литературой. Символизм В лицах: 1)Разработка контуров общего дела (Федоров) – соединить всех русских людей. Проблема всечеловеческой солидарности. (либо марксистская, либо межцерковная). Наличие интереса к этическому и эстетическому измерению общественной жизни. 2)Панморализм – все подвергается моральной оценке. (Достоевский, Толстой)3) Новая апология религии (защита религиозного сознания) – синтез религии, науки и философии (Соловьев) 4) Интерес к человеку. Проблема человека (Белинский) 5)Критика односторонности западной философии, установки на абсолютизацию 1 направления. Стремление к цельному знанию. (отвлеченные начала – Соловьев: рационализм) Цельное знание – не только разум, вера. Имеет источником все виды постижения. Наиболее адекватное, приближает максимально человека к миру, который от стремится познать. Направления русской философии: 1.1Раннее славянофильство (Хомяков, Кириевский, Аксаков, Самарин) 1.2 Позднее славянофильство (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский «Запад и Россия» концепция цивилизационной развитии истории) 2. Западничество (Чаадаев, Герцен, Белинский, Станкевич, Чернышевский) 3. Народничество (Лавров, Михайловский) платформа – Бентам, Милль - ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. 4. Анархизм (философия всеединства, Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Корсавин, Франк)-теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. Русский, можно рассматривать как воплощение в мировой социально-политической философии XIX-XX в. древних идей о свободе и свободном обществе свободных людей, зародившихся в глубокой древности в степях центральной Евразии и нашедших свое выражение в частности в мировоззрении и философии евразийского казачества. Многие теоретики имели казачьи корни. 5. Философия естесвенного права (Ильин) 6. Русское евразийство (Флоровский, 20е гг XIX в, Алексеев, Трубецкой, Эфронт – муж Цветаевой, Лев Гумилев – сын поэта Гумилева, Ахматова) 7. Русский космизм (цели преобразования не только общества, но и космоса – Федоров «Философия общего дела» - космическое призвание человеческого рода – таким образом он докажет своё бессмертие; Циолковский, Вернадский «концепция ноосферы») телеологически определённую эволюцию Вселенной. всеединство, всеобщая взаимообусловленность; поиск места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признание соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|