Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская религиозная философия 19-20 веков (В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев и другие).




По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение не совсем верно. В русской философии широко распространен и взгляд о познаваемости внешнего мира. Он часто выражался в своей крайней форме – в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых. Различные формы интуитивизма в гносеологии разрабатывались Соловьевым В., кн. С. и Е. Трубецкими, Ильиным И. И др. Часть мыслителей утверждала, что религиозная вера есть наиболее совершенная форма познания. Ряд мыслителей посвятили свои работы разработке религиозной философии. Многие занимались космологическими вопросами, рассматривая мир как органическое целое. В русском космизме важной идеей являлась идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – сознательно-творческое существо, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Эти проблемы ясно видны на примере софиологии – учения, характерного для религиозной философии, связанной с интересом к сверхчеловеческим духовным существам (В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков), синтеза познавательных способностей личности, ее миро- и жизненносмысловых установок, эстетических, нравственных и религиозных потребностей. Именно в России сформировались первые европейские варианты экзистенциализма (Бердяев, Шестов, Соловьев, В.Розанов, П.Флоренский и др.). Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева. Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. Те из людей, кто имел духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально. Он различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Он утверждает, что свобода не создается Богом, и поэтому Бог не может быть ответственным за свободу, которая породила зло.

Философия всеединства Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. М. Соловьева. Философская мысль Соловьева последовательно онтологична: принцип всеединства бытия становится исходным и определяющим моментом не только онтологии, но и буквально всех сфер его метафизики - теории познания, этической системы, эстетики, историософии. Развивая онтологию всеединства, Соловьев вполне осознанно следовал онтологической традиции в истории мировой мысли, обращаясь к соответствующему опыту античной философии, к патристике, немецкой философской классике и т.д. Единство всего - эта формула в религиозной онтологии Соловьева означает прежде всего связь Бога и мира, божественного бытия. Действительным же в онтологии всеединства признается не «то или иное бытие, не тот или другой предмет сам по себе, а то, чему это бытие принадлежит, тот субъект, к которому относятся данные предметы». В идее «субъекта бытия» («абсолютно сущего»), не сводимого ни к каким формам бытия, Соловьев видел принци­пиальное отличие собственной «положительной диалектики» от диалектической традиции европейского рационализма, а также то, что отличает ее от пантеизма: Бог как абсолютный субъект бытия, являясь твор­цом и «вседержителем» мира, нераздельно связан с собственным творением, но никогда полностью не совпадает и не сливается с ним. Если в онтологии Соловьева различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолют­ное бытие, то в его гносеологии выделяются соответственно три основных вида познания: опытное, разумное и мистическое. Онтоло­гизм философии Соловьева проявляется при определении им основной задачи познания, которая заключается в перемещении центра человеческого бытия из природы в абсо­лютный трансцендентный мир, то есть внут­реннее соединение с истинно сущим. В та­ком онтологическом «перемещении» особая роль отводилась мистическому (религиозно­му) опыту. Признание исключитель­ного значения философского (метафизичес­кого) познания всегда было характерно для Соловьева. Уже в раннем трактате «София» он писал, что одним из важнейших отличи­тельных свойств человека как живого суще­ства является устремленность к истине, «по­требность метафизического познания». Соответ­ственно судьба философии неотделима от судьбы человечества, философия — это «дело человечества». Изначальная вера Соловьева в абсолют­ное значение нравственных норм, в единство добра, истины и кра­соты становится основой осмысления мора­ли и одновременно получает свое философс­кое обоснование («оправдание»). Философ выделил три типа нравственных отношений (чувств): стыд, жалость и благоговение. В 80-е годы начинается борьба Соловьева за «воссоединение церквей», за сближение православного и католического мира. «Свободная вселенская теократия» мыслилась философом как идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и должна была представлять собой гармоническое единство власти церковной (первосвященник), государственной(монарх) и пророческой. Однако поставленная Соловьевым конкретная задача соединения власти православной русской монархии с авторитетом римско-католической церкви оказалась совершенно утопической.

Особенности русской философии:

Первая особенность русской философии — глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования.
Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. Вторая особенность русской философии XIX—XX вв. — её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Это была тема, талантливо заявленная И. Киреевским, В. Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных