Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формализация. Интерпретация. Аксиоматический метод.




Формализация - метод изучения объектов, начинающийся с отображения их содержания в форме знаков (символов). Символизация - первая ступень формализации, но не всякая символизация – формализация. Примеры символизации: цифры и знаки любой науки, система дорожных знаков и т.п. Формализация имеет структуру: задан алфавит, т.е. множество элементарных знаков символического языка; заданы правила построения; заданы правила преобразования одних правильно построенных систем в другие. Функции формализации в науке: 1) даёт возможность математического моделирования; 2) позволяет вводить отношение логического следования и осуществлять доказуемость. Виды формальных языков: Я дедуктивно - аксиоматических построений; аналитических таблиц; систем естественного вывода. В математике и логике современные разделы строятся как формализованные системы. Программа Гильберта: 1) Признать, что значительная часть математических объектов – это идеальные конструкции, не имеющие точной интерпретации во внешнем мире. Это интеллектуальные орудия. Не все математические высказывания о реальных объектах могут являться реальными. Их назначение – перебросить мост от одних реальных высказываний к другим. 2) Формализовать методы работы с идеальными объектами, чтобы исключить обращение к содержательному смыслу. Математика должна быть превращена в исчисление.

Современная логика принимает во внимание не содержательное значение высказываний, а их структурные связи. Её основным методом является логическое исчисление (преобразования производятся чисто формально).Часть формализации - интерпретация. Интерпретация - процесс переноса формальных структур на предметную реальность для выявления содержания понятий и терминов. Сами интерпретации могут быть разными. Виды интерпретаций: естественнонаучная; логико-математическая - построение новой формализованной системы на основе старой. Аксиоматический метод формализации: способ дедуктивного построения теории, при котором из принятых без доказательства положений путём рассуждений на основе принятой логической системы выводятся новые положения. (Аксиомы - утверждения, которые в рамках определённой теории являются истинными, хотя и не доказаны её средствами). Периоды развития АМ: 1) содержательная аксиоматика: аксиомы и выводимые из них теоремы говорят нечто об объектах изучаемых явлений («Начала» Эвклида); 2) Формальная аксиоматика (середина ХХ в.): разрешение методологических трудностей состоит в поиске оснований математики (Д.Гильберт). Процесс формальной аксиоматики Д. Гильберт описал следующим образом: 1) В системе аксиом абстрагируются от конкретного содержания понятий, входящих в систему аксиом, и от природы предметной области; 2) из этой системы аксиом получают следствия (исчисления), на их основе могут быть образованы теории относительно любой системы объектов. Значение АМ в научном познании: обеспечивает систематизацию знаний; между элементами системы знания устанавливается субординационная связь; позволяет ряд положений теории экстраполировать на целые классы научных теорий.

26.Роль научной картины мира в научном познании. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

НКМ – целостный образпредмета научного исследования, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.

Виды НКМ: 1) общенаучная как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний различных научных дисциплин; 2) социальная и естественнонаучная картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные НКМ (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира). В последнем случае «мир» обозначает не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов). Чтобы не путаться, применяют термин «картина исследуемой реальности». Наиболее частый пример - физическая картина мира. Они есть в любой самостоятельной отрасли научного знания (оформившейся науке). Образ предмета исследования вводится в КИР через представления 1) о фундаментальных объектах, из которых построены все другие в этой науке; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Так что КИР – система онтологических принципов. Пример: мир состоит из неделимых атомов; их взаимодействие строго детерминировано и мгновенно; атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – механистическая картина мира конца 17 в. Далее эволюция КМ в физике: к электродинамической (кон. 19 в.), затем кквантово-релятивистской (1-я пол. 20 в.) (привести примеры новых онт принципов). Ученые модифицируют КМ, КМ становятся преемственными, могут конфликтовать между собой. НКМ - особый тип теоретического знания. Теоретическая модель исследуемой реальности, отличная от моделей конкретных теорий. Различия: 1) по степени общности. На одну КМ может опираться множество теорий, в т.ч. и фундаментальных: на механистической основаны Ньютоновская физика и класс термодинамика. 2) различны образующие их объекты. Идеальные объекты НКМ всегда имеют онтологический статус, а идеализации конкретных теоретических моделей - нет. В чем эти абстракции не соответствуют реальности исследователь выясняет чаще всего в период научной революции. Основы и понятия теории всегда связаны в первую очередь с ней, а не с КМ. Но связь с КМ (концептуальную интерпретацию) надо построить – без неё теория не будет законченной. Функции КМ в процессе исследования: 1) систематизируют научные знания; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и включение в культуру (на всё примеры). В эмпирическом исследовании: Представления об исследуемой реальности, вводимые в КМ, обеспечивают выдвижение гипотез о природе явлений, обнаруженных в опыте. Соответственно формулируются экспериментальные задачи и вырабатываются планы экспериментов. Роль КМ в теоретических исследованиях: определяет круг допустимых задач и постановку проблем на начальном этапе теоретического поиска, выбор теоретических средств их решения (пример – теории дальнодействия и близкодействия). Общенаучная КМ очень важна в междисциплинарных взаимодействиях. Пример: влияние физики на химию в 20 в. Новая КМ выдвигается как гипотеза, затем обосновывается эмприрически и теоретически. Конфликт КМ также двигает науку вперед. Представления о мире всегда испытывают воздействие аналогий и ассоциаций из культурного творчества, включая обыденное сознание и опыт эпохи (эфир, положение электрона). Включаясь в КМ, научные феномены обретают общекультурный смысл и мировоззренческое значение (теория относительности). Развиваются формы НКМ: в 17 в она одновременно физическая, естественнонаучная, и общенаучная. С развитием наук появляются КИР и появляется проблема общей КМ. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки 19-20 в. Потом интеграция наук снижает актуальность проблемы. Во второй половине 20в общенаучная КМ склоняется к глобальному эволюционизму: соединению принципов эволюции и системного подхода. Выявляются связи между природой, существами и обществом. Эволюционизм проник в астрономию (большой взрыв), социологию (эволюция культур) и т.д. Сегодня глобальный эволюционизм - учение, объединяющее биологическую и культурную эволюцию в понятие «коэволюция», которое основывается на единстве человека и природы, а также естественных и гуманитарных наук, признающих универсальный характер эволюционных процессов. Синергетика или теория сложных систем - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Принципы, управляющие процессами самоорганизации, не зависят от природы систем и одинаковы с математической точки зрения. Основное понятие синергетики - структура как состояние, возникающее в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких образований, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. То есть в них неприменимы второе начало термодинамики и принципы развития по энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. Иногда образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями). Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. Поэтому её часто связывают с глобальным эволюционизмом и называют единой основой описания механизмов возникновения любых новаций (как некогда кибернетика была «универсальной теорией управления» для сред от газа до социума). Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике.

27.Научная парадигма. Соотношение эмпирического и теоретического уровней в научном познании.Создатель первой некумулятистской модели - Т. Кун (1929-1996). В книге «Структура научных революций» (1962) он выделил два (основных) этапа в развитии науки: 1. «Нормальная наука» (работа в русле господствующей парадигмы над решением «головоломок»); 2. Период научной революции (нет господствующей парадигмы, противоборство конкурирующих теорий). Парадигма по Куну, - «Признанные всеми научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа его дальнейшей практической деятельности». Эти достижения излагаются в учебных пособиях, но большую часть истории науки это были классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Начала» и «Оптика» Ньютона. Эти работы долго неявно определяли правомерность проблем и методов исследования в науках для последующего поколения ученых. Так что парадигма –фундаментальная научная теория, изложенная самим автором, задающая методы решения конкретных научных задач, идеалы, нормы и критерии научности, формирующая определенное научное сообщество. Впоследствии Кун постарался конкретизировать понятие «парадигмы», говоря, что это не только теория. Он вводит понятие о «дисциплинарной матрице» из 4 элементов: 1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля-Ленца и т.д. 2. Концептуальные модели вроде общих утверждений: «воспринимаемые явления существуют благодаря взаимодействию однородных атомов». 3. Ценностные установки: влияют на выбор направлений исследования, оценку полученных результатов и т.д.

4. Образцы решений конкретных задач и проблем. Причина научной революции по Куну – обнаружение «аномалии» (факта, противоречащего существующей парадигме), и неспособность парадигмы ее объяснить. Описывая состояние ученых в этот момент, Кун упоминает готовность к новому и обращение к философии, обсуждение фундаментальных положений парадигмы. Период научной революции – несколько лет или десятилетий. Он завершается утверждением новой парадигмы. Теория относительности Эйнштейна получила признание после экспериментального подтверждения – заметного искривления пространства-времени возле тел с большой массой. Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главные различия: способы (методы) самой познавательной активности и характера достигаемых научных результатов. Специфические методы ЭУ: наблюдение, эксперимент, измерение; ТУ: идеализация, формализация. Универсальные: моделирование и др.ЭУ: непосредственное исследование реальных, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль: только на этом уровне человек непосредственно взаимодействует с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает созерцание (чувственное познание), рациональный момент (суждения, понятия и др.) здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об объектах, явлениях через проведение наблюдений, выполнение измерений, поставку экспериментов; производится первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, графиков и т. п. и возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. ТУ: преобладание рационального - понятий, теорий, законов и т.д. Отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, поэтому они могут познаваться только опосредованно - в мысленном эксперименте, но не в реальном. На этом уровне: раскрытие скрытых свойств, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью «высоких» абстракций - понятий, умозаключений, законов, категорий, принципов и др. ТУ - более высокая ступень в научном познании. Направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям возможности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда. Результаты: гипотезы, теории, законы. Но в общем-то противопоставлять их нельзя – ЭУ и ТУ взаимосвязаны. ЭУ – основа ТУ, который – основа новых эмпирических исследований. Такой взгляд был у Поппера: попытки обойтись без теории могут привести к самообману и к некритическому использованию какой-то неосознанной точки зрения. ЭУ стимулирует ТУ, ставя новые задачи; ТУ расширяет ЭУ. Кроме этих общенаучных, некоторые исследователи выделяют частнонаучные, которые, однако, являются скорее сочетанием ЭУ и ТУ. Эмпирическое знание - множество высказываний (не обязательно логически связанных между собой) об эмпирических объектах. Теоретическое знание - множество высказываний (организованных в логическую систему) об идеальных объектах. Источник и основа ЭЗ – объективная реальность (через чувство), ТЗ – рациональное мышление. Но теоретический мир может стать для ученого объектным и над ним можно надстроить новые ЭУ и ТУ. ТУ также имеет свои траектории эволюции. Научные теории не выводятся логически из эмпирического знания, а конструируются мышлением для выполнения в отношении эмпирического знания определенных функций (его понимание, объяснение, предсказание). Из научных теорий могут быть чисто логически выведены только теоретические следствия (менее общие утверждения, чем аксиомы и принципы теории), которые затем, правда, уже внелогическим путем, могут быть идентифицированы с определенными эмпирическими высказываниями и подвергнуты проверке опытом.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных