Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык науки. Научный дискурс.




Символизация - это процедура обозначения предметов с помощью специальных символов (знаков). Язык науки – её система символов. Связь с естественным Я: естественный Я - часть языка науки; он в науке терминологически перерабатывается и заменяется искусственным. При этом без конкретной цели научные термины не возникают. До ХVIIв. международным языком науки был латинский. Особенности языка науки: терминологическое единство (каждое слово в описании имеет только одно значение, поэтому интерпретироваться может только одним способом); компактность (стенографичность); структурность (связи объекта находят выражение в структуре языка). Дискурс - обоснованное рассуждение, т.е. способ организации речевой деятельности, выраженный в понятиях, суждениях, умозаключениях. Научный дискурс – способ организации речевой деятельности, осуществляемый в науке. Составляющие НД: 1) только научный стиль речи. 2) искусственные языки (графиков; математических, химических, логических символов; терминов). Логическая природа научных терминов: - термины естественных (физики, биологии), социально-экономических, технических наук описывают предметный и событийный мир. Учёные должны понимать эмпирические критерии их применения; - термины математики трактуются как язык науки вообще. Исследование: 1) В начале ХХ в. исследуется символический характер языка (Ч.Пирс, Э.Кассирер, П.Флоренский и др.) 2) Неопозитивизм - Витгенштейн, Р.Карнап, Ч.Моррис и др. - предлагали проекты создания унифицированного языка. В общем язык науки реализуется в виде понятий. Общее для научных понятий и философских категорий: однозначность толкования, связывание для выявления закономерностей. Различие: в уровне осмысления. Любая наука имеет ограниченный объект, за пределами конкретной науки ее понятия как правило не используются. Философские категории имеют всеобщий характер, используются во всех науках, исполняют методологическую функцию — познание в других науках. Дискурсивность мышления и познания – звучит важно, но хз что значит.

23.Системный подход в научном познании – направление философии и методологии науки, в основе - исследование объектов как систем. СП ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление связей в объекте и их описание единой теорией. СП возник из исследований общей теории систем. Понятие «системный подход» стало широко употребляться с 1960-х – 1970-х. Близки понятия «системные исследования», «принцип системности», «общая теория систем» и «системный анализ». Системный подход не решает философских проблем, поэтому нуждается в философском обосновании своих положений, важная часть обоснования – принцип системности. Идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли в античной философии (Платон, Аристотель), получили развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг). В теории эволюции Дарвина обоснована реальность надорганизменных уровней организации жизни (предпосылка системного мышления в биологии). Системный подход - определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы объектов. Принципы СП сменили принципы механицизма в 17-19 вв. Типа например бытие – тоже цельная система, а не машина из отдельных частей. Методы СП успешно работают со сложными объектами, у которых есть многоуровневость, иерархия, самоорганизация. Это биологические, психологические, социальные и т.д. системы, большие технические системы, системы «человек-машина» и т.д. Важные задачи СП: 1) разработка средств представления объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей систем, классов и специфических свойств систем; 3) теория систем. В системном исследовании анализируемый объект - множество элементов, взаимосвязь которых (его структура) даёт его свойства. Важно найти основные, системообразующие связи. Важно выявление связей внутри исследуемого объекта и в его взаимоотношения с внешним окружением. Важны процессы управления в системе – формы передачи информации подсистем, их взаимовлияние, координация, выделение уровней. Возможен вероятностный подход к объяснению системы. Не только объект, но и процесс исследования - сложная система, соединяющая в единое целое различные модели объекта. Системные объекты могут чувствовать процесс своего познания и воздействовать на него. Предпосылкой системного подхода в науке 20 в. явился переход к новому типу научных задач: в ряде наук встают проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание оперирует системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й пол. 20 в. это задачи социальной сферы: крупные проблемы, требующие связи экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (напр., глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов, проблемы создания современных производств, комплексов, развития городов и т.п.). СП не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Роль СП: более полно отражает реальность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных