Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука как социальный институт.




Наука – вид человеческой деятельности, направленный на получение знаний, обладающих специфическими характеристиками. Эти знания рационализированы, систематизированы, аргументированы, проверяемы, доведены до уровня законов, выражены в знаково-символической форме, а научная деятельность по получению этих знаний должна быть планомерной, опираться на определенные методы и стремиться к объективности. Тут упомянуто два аспекта – Н как вид деятельности и система знаний. Н как соц институт сложилась в 17-18 вв. Важно выяснить место и роль науки в обществе, историческое развитие форм научной деятельности, взаимодействие науки с политикой и экономикой. Наука не существует изолированно от общества и культуры: она влияет (особенно сегодня) на социальные процессы, при этом испытывает влияние общества и культуры. Н - особая форма общественного сознания. Институализация науки означает ее зрелость: 17-18 вв - период становления классической науки. Сегодня научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Также наука - одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. «Социальный институт» - сложное понятие. Иногда отождествляется с формой общественного сознания вообще. Другой вариант - устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных целей, норм, правил, стандартов поведения. Становлением науки в качестве соц института, её социальной организацией и т.д. занимается социология науки. Первые исследования социологии науки начались в 30-е годы 20 века: работы Мертона и др. В россии: Келле, Кугель. Функции науки как соц института (регулятивная, транслирующая, коммуникативная, интегративная, латентные функции). Историческое развитие институциональных форм научной деятельности: как предпосылки институализации науки в древнем и средневековом обществе - наличие систематического образования молодежи: школы Древней Греции, средневековые монастыри и университеты. Появление университетов: 15 в., однако там господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет. В 17-18вв появляются первые научные журналы, создаются научные общества, с поддержкой государства учреждаются академии. Продолжается процесс дифференциации наук, специализация научного знания: дисциплинарное построение научного знания. В XIX—XX вв достижения науки начинают все больше применяться в производстве и социальной жизни, во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. Научно-техническая революция 20 в сильно изменила технологию производства посредством его механизации, автоматизации, широкого использования информационной техники. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации. Необходимо различать 2 важных понятия: коммуникация - передача информации от одного субъекта к другому. Трансляция - передача информации между поколениями ученых. Основные формы коммуникации и трансляции: (по мере становления науки как соц института): книга (манускрипт, фолиант, монография), переписка между учеными, статьи в научном журнале. Сегодня информационные технологии оказывают влияние на все виды деятельности, в т.ч. на науку. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Вместо книг обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. Начало электронной эпохи - 60-е гг XIX в. Преимущества ИТ - огромный объем информации, большая скорость ее трансляции и обработки. Наука, экономика, власть: Наука не изолирована от общества и политики. Она также требует ресурсов и денег, не может быть прибыльной. Прикладные науки связаны с производством и финансируются обычно лучше. В целом, развитая наука - показатель силы государства. Наличие научных достижений - экономический и международный статус государства. Проблемы: предотвращение негативных последствий применения новейших технологий, к примеру экология. Актуален гос и общественный контроль. Проблема взаимодействия «человек – машина»: их взаимовлияение; проблема приоритетных направлений науки.

17.Модели развития науки: кумулятивистская и некумулятивистские.

До середины 20 века в философии науки господствовала кумулятивистская модель – развитие науки - простое накопление знаний, линейный процесс. В 60-70-х годах после обсуждения научных революций философия науки вышла к некумулятивистской модели: развитие науки предполагает революционные скачки. Создатель первой некумулятистской модели - Т. Кун (1929-1996). В книге «Структура научных революций» (1962) он выделил два (основных) этапа в развитии науки: 1. «Нормальная наука» (работа в русле господствующей парадигмы над решением «головоломок»); 2. Период научной революции (нет господствующей парадигмы, противоборство конкурирующих теорий). Парадигма по Куну, - «Признанные всеми научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа его дальнейшей практической деятельности». Эти достижения излагаются в учебных пособиях, но большую часть истории науки это были классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Начала» и «Оптика» Ньютона. Эти работы долго неявно определяли правомерность проблем и методов исследования в науках для последующего поколения ученых. Так что парадигма – фундаментальная научная теория, изложенная самим автором, задающая методы решения конкретных научных задач, идеалы, нормы и критерии научности, формирующая определенное научное сообщество. Впоследствии Кун постарался конкретизировать понятие «парадигмы», говоря, что это не только теория. Он вводит понятие о «дисциплинарной матрице» из 4 элементов: 1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля-Ленца и т.д. 2. Концептуальные модели вроде общих утверждений: «воспринимаемые явления существуют благодаря взаимодействию однородных атомов». 3. Ценностные установки: влияют на выбор направлений исследования, оценку полученных результатов и т.д.

4. Образцы решений конкретных задач и проблем. Причина научной революции по Куну – обнаружение «аномалии» (факта, противоречащего существующей парадигме), и неспособность парадигмы ее объяснить. Описывая состояние ученых в этот момент, Кун упоминает готовность к новому и обращение к философии, обсуждение фундаментальных положений парадигмы. Период научной революции – несколько лет или десятилетий. Он завершается утверждением новой парадигмы. Теория относительности Эйнштейна получила признание после экспериментального подтверждения – заметного искривления пространства-времени возле тел с большой массой. Другая теория НР: Лакатос: обнаружение «аномалии» не всегда приводит к революции: например, смещение перегелия Меркурия было известно еще во времена Ньютона, но к революционным изменениям в науке это тогда не привело. Вместо понятия «парадигма» он ввел понятие «научно-исследовательская программа» (НИП). Ее структура: 1. Жесткое ядро («метафизические допущения» - основные принципы и законы; остается неизменным); 2. «Защитный пояс» - вспомогательные гипотезы. 3. Отрицательная и положительная эвристика (методологические правила, предписывающие или запрещающие). «Защитным поясом» ядро окружает себя в случаях эмпирических затруднений. Пример: в 1845 году Леверье, опираясь на законы Ньютона (ядро), рассчитал орбиты планет Солнечной системы и обнаружил некоторые противоречия с астрономическими наблюдениями. Но он не отбросил законы Ньютона, а выдвинул дополнительное предположение, для того чтобы объяснить обнаруженные расхождения - выдвинул гипотезу о существовании еще одной планеты Солнечной системы, которая и была открыта. Лакатос полагает, что теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией. НИП развиваются. На начальной – прогрессивной - стадии развития программы теоретические исследования опережают эмпирические: открытия делаются на «кончике пера». Но в определенный момент, наоборот: теоретики вынуждены объяснять то, что обнаружено только эмпирически и не было предусмотрено теорией изначально: НИП исчерпывает свой эвристический потенциал. Это приводит к разбуханию «защитного пояса» за счет гипотез на много конкретных случаев. И причина революции – вырождение НИП; история науки – это смена НИП. В отличие от Куна, Лакатос считает понятие «научная революция» относительным: на любом этапе развития науки есть альтернативные НИП. Позже появились и другие такие модели; выявлены не только внутринаучные, но и социокультурные факторы научных революций: сдвиги в науке связаны с изменениями в культуре в целом. Истинную идею еще должно признать научное сообщество. Итак, сегодня есть три концепции механизмов научной деятельности: 1. Интернализм: объяснение развития науки вообще и научных революций в частности на основе внутринаучных факторов, признание только имманетного развития науки. Предпосылки научной революции – обнаружение нового типа объектов и т.д.; 2. Экстернализм: социокультурные, социоэкономические факторы признаются решающими в развитии науки и научных революций. 3. Синтез предыдущих концепций; история науки - совокупность частных ситуаций: нет универсальных схем её развития, каждое открытие имеет индивидуальный «набор» внешних и внутренних факторов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных