Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука эпохи Возрождения.




14-16 вв. В социальной сфере: увеличение городского населения; сословия, не участвующие в феодальных взаимоотношениях. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. На дух эпохи повлияли изобретение компаса, телескопа, микроскопа, книгопечатание, механических часов. Изобретение компаса позволило расширить представление о Земле (кругосветные путешествия, открытие Америки, пути из Европы в Индию и др.). Изобретение телескопа позволило расширить представление о небе. Нужно проанализировать, как повлияли эти изобретения на мировоззрение людей и на науку в этот период. Большой интерес к человеку. Внутри течения гуманистов он выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Человек получает самостоятельность: самосознание, новая общественная позиция, гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. У ученых – разносторонность. Человек – творец самого себя. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. Ценность образования. Врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное для того времени. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале. В 16-17 веках происходит реформация Римской католической церкви: отъем государством земель, противостояние злоупотреблениям церкви. Ее началом принято считать выступление Мартина Лютера: отказ от индульгенций (аппелируя к священному писанию); отказ от церковной иерархии; акцент на личность конкретного человека, на его личные отношения с Богом, а не через служителя. Реформация была очень в духе гуманистических перемен в обществе, но в то же время, расцвет деятельности инквизиции также приходится на 15-16 вв. То есть нетерпимость со стороны церкви увеличилась - контрреформация - резкая позиция католической церкви в ответ на реформирование. Появление гелиоцентрической системы Коперника дало толчок к изменению всех взглядов на мир, дало простор научному воображению и повысило престиж астрономии. Был поставлен вопрос о том, что и солнце – не центр мира. Фишка в том, что церковная иерархия считалась спроецированной с иерархии небесной. Изменилась идея бесконечности: у греков бесконечный мир это хаос, в христианстве бог – бесконечный разум, бесконечное творческое начало. Гуманизм вместо бога поместил человека. Великие географические открытия 15-16 вв. - следствие расширения экономической деятельности. Колонизация, предпринимательство, немного более позднее появление класса состоятельных людей в конце концов определяют переход от Возрождения к Новому времени. Становление классической научной рациональности: от созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному; "Книга природы написана на языке математики" - Галилей, профессор математики пизанского университета. Для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна предварительная теоретическая модель, её основой Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание: «Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является.» Опыт у него - не простое наблюдение, а осмысленный и продуманный вопрос, заданный природе. Он допускал и мысленные эксперименты, если их результаты не вызывают сомнений. При этом он ясно представлял, что сам по себе опыт не даёт достоверного знания, и полученный от природы ответ должен подвергнуться анализу, результат которого может привести к переделке исходной модели или даже к замене её на другую. Характерные различия новой математики и античной видны на примере Законов Кеплера: 1. Кеплер отказался от математики идеальных фигур для описания природы - планеты движутся не по окружностям, а по элипсам, которые гораздо менее совершенны. 2. Он отказался от равномерности движения по орбите. То есть математика теряет свою идеальность. В то же время, многие считали, что математика отражает наш мир, что не так (это не просто идеализация, а вообще другой мир). Также математика была инструментом мистическим - если математика отображает наш мир, то мы можем искать в нем некие математические шифры, и пытаться их разгадывать. Это связано с развитием алгебры в эти века. Появляются формулы для решения кубических уравнений.

13.Становление классической науки и её особенности

Науку Нового времени называют классической. Тогда формируется наука в современном смысле слова, в том числе она становится социальным институтом (объяснить, что представляет социальный институт вообще и наука как социальный институт, в частности). Научная революция XVII века привела к смене оснований науки: принципов и идеалов, методов и мировоззренческих основ (проанализировать методологические и мировоззренческие принципы античной науки и науки средневековья и показать, каким образом новая эпоха разрушила их и заложила новое основание). Продолжает распространяться возникший в Возрождении принцип пантеизма, снимающий запрет на изучение природы («Изучая природу, мы познаем бога»), начинается процесс секуляризации; церковь постепенно ослабляет влияние на науку и общество в целом. Формируются и развиваются биология, физика, химия, геология. Именно тогда вводятся основные понятия – клетка, химический элемент, атомный вес и многие другие (назвать имена ученых). Происходит процесс математизации науки, математика связывается с естествознанием (объяснить, что, начиная с XVII века наука встала перед необходимостью математизации естествознания). Распространяется идея гелиоцентризма, она укрепляется и благодаря физике. Рушится еще античная идея о том, что космос конечен и небесный свод представляет собой твердое образование с неподвижными звездами. Начинается широкое использование экспериментальных методов (преодолено пренебрежение к ним предыдущих эпох), что вызвало необходимость изобретения приборов и оборудования. Для философов и ученых встаёт вопрос о научном методе. Экспериментальный метод, согласно Галилею, должен строиться не на описании наблюдаемых явлений, а на идеальных объектах. Наука Нового времени ориентирована на успех идей («Знание – сила»). Правда путь от открытия до реализации еще достаточно длинен и наука становится производительной силой лишь во второй половине XX века, но начало этого процесса – в Новом времени. Широко формируются и развиваются технические науки (проследить связь между этим установлением капиталистических производственных отношений и индустриализацией общества). Подчеркнуть отличия технических наук, имена ученых: Галилей, Ньютон, Лаплас, Дарвин, Ломоносов, Декарт, Лобачевский. Не стоит подменять историю технических наук историей техники: речь идет об идеях. Появляются высшие учебные заведения нового типа, существенно отличающиеся от средневековых университетов (назвать отличия и причины изменения образования). Идея единства мира. Физиками доказана связь электричества и магнетизма, идея тождественности электромагнитных и звуковых волн (проследить этот процесс на примере разных наук). Период научной революции 16-17 века заканчивается публикацией «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона в 1687 году: появление классической механики, ставшей образцом научного исследования. Мир Ньютона изотропен, однороден, все его точки – равноправны, а покой перестает быть естественным состояниям (для Аристотеля движение возникает лишь тогда, когда тело стремится к своему естественному состоянию – состоянию покоя). В этом мире нет Бога в традиционном понимании, однако до определенной степени его место занимает абсолютное пространство. С 1840-х годов начал публикацию своей теории Дарвин.

14.Особенности неклассической науки. См материал билета 15.

Конец XIX – середина XX века. Произошла смена основ классической науки. Открытия привели к новой научной революции. Эйнштейн, Бор, Планк, Резерфорд, Кюри, Хаббл, Фридман, Борн, Томсон, Шредингер и др. Открыты элементарные частицы, ядро атома, обнаружено явление радиоактивности, созданы квантовая теория, теория Большого взрыва, теория относительности и многое другое. (показать, каким образом эти открытия привели к научной революции: открытие элементарных частиц опровергло представление об атомах как неделимых частицах. Кроме того, поведение электрона на электронных орбитах было необъяснимо для прежних теорий; важнейшие законы классической науки – законы сохранения – требовали своего переосмысления). Теории относительности меняют представления Нового времени о пространстве и времени. Пространство - не мировой ящик, оно зависимо от материи, времени и движения и исчезает вместе с исчезновением материи. Также материя связана с энергией, а свет – частица и волна. Другие значительные успехи: теория расширения вселенной в астрономии, красное смещение; геном человека. Всё экспериментально подтверждается. Важны мотивы научного исследования, методы, споры о теориях.

 

15.Классическая и современная наука: сравнительный анализ.

Постнеклассическая наука. Современный этап: с середины XX века. Тогда формируются такие функции науки, как производительная, социальная и гуманистическая (раскрыть содержание этих функций и привести конкретные примеры их реализации, а также объяснить сущность таких явлений, как научно-техническая революция, превращение науки в производительную силу общества, роль науки в решении глобальных проблем современности). Важная информатика и выч. техника, они влияют на науку. Информатика также относится к кибернетике, моделированию и т.д. Описать связь информатики и выч техники. Сравнение: в КН – кумулятивизм, в СН – антикумулятивизм. Правда распространение этого принципа не означает, что нет накопления знаний в отдельных науках. Механика Ньютона не опровергается - меняется область применения, установка на то, что с её помощью можно объяснить все явления. СН теряет наглядность: высокий уровень абстракции, выход за изучение макромира. Содержание некоторых теорий противоречат здравому смыслу; экспериментальное апробирование фунд теорий и прочего затруднено; всё меньше прямого наблюдения за объектами. Начавшийся еще в Новое время процесс нацеленности науки на практическое внедрение («Знание – сила») в сегодня привел к тому, что наука стала производительной силой общества. Многие научные учреждения имеют опытное производство, создаются НПО, быстро внедряющие новые технологии. Но существуют и открытия, до внедрения которых далеко. Встает вопрос об их смысле. В СН высок уровень дифференциации и интеграции. Дифф-я: специалисты одной науки, но разных областей, могут не понимать друг друга. Инт-я: использование методов из других областей. СН: переосмысление соотношения эмпирического и теоретического, роли эмпирии в создании теории. В КН основа развития науки - эмпирические исследования, а теория создается в результате обобщения опытных данных. Сегодня считается, что теория создаётся не так, а любое эмпирическое исследование должно уже строиться на теории, сами факты не могут и разрушить, опровергнуть теорию. По КН, только один путь ведет к истине - достаточно избавиться от помех познания и найти верные основания. В СН таких путей множество; верных теорий об объекте может быть несколько. Эту черту СН называют плюрализмом методологий (привести примеры). В СН научная деятельность всё чаще коллективна, в КН – нет (примеры). СН признаёт, что не изучает реальность, а создаёт смоделированный мир. Еще черта – экстернализация науки – взаимовлияние Н и всех форм культуры. С коллективизацией СН больше зависит от политики + оборудование стоит дорого. Факторы, характерные для СН и сами оказавшие на неё влияние: генетика (ДНК, клонирование); космические исследования; компьютерные технологии; новая методология – синергетика; антропный принцип (многие константы вселенной случайны, но необходимы для существования мира и жизни); принцип глобального эволюционизма. В СН острее встают вопрос этики науки (не только в биологии). СН часто рассматривает микрообъекты, для которых актуальная статистика. Как и в социальных науках. Типы рациональности. Классическая рациональность (соответствующая КН). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания: идея, что можно создать одну мысленную универсальную конструкцию изучаемого объекта. Неклассическая Р (в НкН). Возникает после Эйнштейновской научной революции. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций научной деятельности. Выявление этих связей как условия научного описания и объяснения мира. Связи между внутринаучными и социальными ценностями не изучаются, но определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире. Происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить влияние средств на объект познания от самого объекта. Тупой пример – квантовая механика. В общем проявления объекта зависят от прибора, поэтому идеал объекта познания из классического типа рациональности тут не осуществим в принципе. Познание стало относительным. Постнеклассическая Р. Расширяет осмысление деятельности. Полученные знания зависят не только от средств и операций деятельности, но и от ценностно-целевых установок. Связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Соединение трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Человек – обязательный элемент познания. Снимается дилемма «знания – ценности»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных