Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет философии науки. Роль философии науки в научном познании.




Наука – вид человеческой деятельности, направленный на получение знаний, обладающих специфическими характеристиками. Эти знания рационализированы, систематизированы, аргументированы, проверяемы, доведены до уровня законов, выражены в знаково-символической форме, а научная деятельность по получению этих знаний должна быть планомерной, опираться на определенные методы и стремиться к объективности. Философия науки как дисциплина оформилась во 2 половине 20 века. Её предмет - общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и получению научных знаний, в том числе в контексте исторического и социокультурного. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Вопросы философии науки: как отличить научное от ненаучного, критерии научности, возможности обоснования, оценки научных теорий, логика научного знания, модели его развития. Центральная проблема философии науки – проблема роста и развития научного знания. Некоторые авторы видят в ФН тип философствования на основе результатов и методов науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в ней звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи связывают с философией науки задачи методологического анализа, научного знания (И. Лакатос). Крайние позиции рассматривают философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для нее и общества (П. Фейерабенд). Функции ФН вытекают из её вопросов: отличие научного от ненаучного, методы научных исследований, необходимые условия корректности научного объяснения, в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных канонов. Как вено между естественнонаучным и гуманитарным знанием, ФН пытается понять место науки в современной цивилизации, её отношения с этикой, политикой, религией.

 

2.Наука. Функции науки. По Аристотелю, задача всех наук – выработка знания. Сегодня цель науки – открытие закономерностей и общих принципов. Чаще наука определяется как вид человеческой деятельности, направленный на получение знаний, обладающих специфическими характеристиками. Эти особенности знаний: рациональность, объективность, доказательность, системность, проверяемость, они выражены в законах и в знаково- символической форме, а научная деятельность по получению этих знаний должна быть планомерной, опираться на определенные методы и стремиться к объективности. И тут упомянуты два аспекта Н – как вид деятельности и система знаний. В 17-18 веках сложился третий – Н как соц институт. Функции науки соответствуют этим аспектам. Основные: гносеологическая, объяснительная (подведение под закон, объяснение того, что есть), эвристическая (предсказательная - открытие нового) и прогностическая (предвидение новых объектов и явлений на основе полученных в науке знаний). Иногда эти функции объединяют в одну – познавательную. Эти функции у науки были даже на ранних стадиях ее развития. Со временем появляются и приобретают все большую значимость другие функции – производительная сила (производство знаний и поддержка н-тех прогресса), культурно- мировоззренческая (роль науки в формировании мировоззрения), социальная, культурная. Есть и другие - Н как средство решения глобальных проблем современности.Предсказательная сила научных теорий – один их важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Н как вид деятельности. Любая деятельность – целенаправленная активность. Важны также предмет и средства Д. Цель учебной Д – получение знаний, новых для индивида. Знания, новые для человечества, можно получить в разной Д, но только для науки это самоцель. При этом она использует специальную методологию и приборы. Н как вид знания: Н существовала не всегда - долго люди жили без науки, но знания о мире у них были, в том числе и достоверные. Нужно сравнить Н и другие виды познания. Обыденное: знания из обыденной жизни не систематизированы и не аргументированы, изложены в устной форме. На житейском уровне мы можем установить повторяемость явлений, но не можем установить закон, поскольку закон, помимо повторяемости, имеет ряд других признаков. Язык в ОП – устная речь, без терминов. Субъекты – все люди. Все знания тут – полезные на практике. Объект ОП исследуется со стороны явления; сущность всегда скрыта и для ее исследования требуется специальные методы, высокий уровень абстрактного мышления и т.д., т.е. то, что выходит за рамки обыденного познания. Не ставится вопрос о причинах исследуемых явлений. Художественное: осуществляемое в художественных образах, черты которых - сочетание субъективного и объективного, эмоционального и рационального и т.д. В ХП важна творческая фантазия автора и авторство тут гораздо важнее, чем в науке. Более того, один из критериев научности – воспроизводимость – противоречит уникальности худож произведения. Искусство проникает в те области познания, которые недоступны для науки – это внутренний мир человека, его духовные и душевные переживания. Концептуальные виды познания: мифологическое, религиозное, философское. Особенность КВП: в них дается целостное, систематизированное знание о мире и месте человека в мире. Роль философии: если просто соединить воедино выводы всех наук, то системы знаний о мире не получится, поскольку данные будут противоречить друг другу, а система предполагает взаимодействие, взаимосвязь элементов. Общее в науке и философии: рациональность, логическая непротиворечивость, необходимость аргументации и доказательства и т.п. Философия, как и наука, может устанавливать законы, она описывает мир не только на уровне явлений, но и проникает в сущность, изучает причины явлений. Вера - также компонент науки. Паранаука и лженаука также помогают определить науку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных