Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античная наука и формирование универсальных принципов научного мышления.




Наука приобретает в этот период черты, не совпадающие, а во многом и прямо противоположные чертам преднауки древности. Необходимо проанализировать, что общего между наукой древнего общества и античной наукой, а также то, что их отличает. Географическое положение Греции способствовало расширению торгово-экономических связей с государствами, имеющими высокий уровень развития, что, в свою очередь, обогатило сознание греков в области познания мира. Немаловажную роль сыграл демократический строй, позволивший свободно обсуждать научные проблемы, критиковать выдвинутые идеи, что и сделало античную науку открытой для всего общества. Важную роль сыграли мировоззренческие принципы древних греков. Умственный труд ценился выше, чем физический, рациональное знание имело более высокий статус, чем чувственное. Космос понимался как единое целое, развивающееся по законам. Тут есть прямая связь с научными принципами. Однако это же пренебрежение к данным органов чувств стало основой того, что приборы и установки не применялись. Эта особенность античной науки носит название умозрительности. Развивались дальше математика, астрономия, медицина. Были заложены основы новых наук – логики, биологии, этики, психологии и др. Поскольку наука стала открытой для общества, стали известны и имена ученых: Архимед, Евклид, Гиппократ и т.д. Выделяют доалександрийский (с VIв. до н.э. до IV в. до н.э.) и александрийский (с III в. До н.э. до III н.э.) периоды. Начало александрийского периода связано с походами Александра Македонского и перенесения центра научных исследований в Александрию. Египтяне наблюдали затмения, могли их предсказывать, но только античные мыслители их объясняли. Именно античные ученые преподавали математику в отвлеченной, а не в эмпирической форме. Заложенные в эпоху античности принципы научного исследования послужили основанием дальнейшего развития науки в Западной Европе и возникновения науки в современном смысле слова. Итоги периода: космос конечен, земля неподвижна и всё вращается вокруг неё. Принципы НУ: непротиворечивость (логичность), объективность, рациональность. Научное мышление: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия.

9.Математика, астрономия и инженерные идеи ученых Александрийского периода античной науки. У греков естествознание стало переходить от отвлеченного, философского размышления о природе в сферу конкретных фактов и явлений. Развились математика, механика, астрономия и т.д. Греческая наука перешла от рассмотрения мира в целом к дифференцированному знанию. Походы Македонского требовали знаний и умений из конкретных наук. Войско сопровождали инженеры и строители, астрономы, историки и медики. Со времен Александра необычайно развилась военная и строительная техника. Профессия инженера начала пользоваться общественным уважением. Новые торговые, политические и экономические связи охватили огромные территории от Индии и Средней Азии до Пиренеев. Астрономия, география, а с ними и естествознание в целом стали общественно необходимыми. Наследники империи Македонского проявляли большую заботу об ученых, создавали условия, обеспечивающие им возможность работы. В Александрии возникла библиотека и музей Мусейон, организованный учеником Аристотеля Стратоном. Этот музей является предшественником современных НИИ: сообщество ученых, посвятивших себя исследованиям и получавшим от царя плату за свои занятия. Приборы, библиотека и коллекции были предоставлены в распоряжение ученых и учащихся. Большинство ученых занимались преподаванием или каким-либо ремеслом - медициной, землемерием, архитектурой, инженерным делом. Гуманитарии же остались в афинах – с тех пор началось разделение философии и науки. Почти каждый ученый той эпохи связан с Александрией. Там работали Евклид, географ и математик Эратосфен, астрономы Конон, Аристарх Самосский и позже Птолемей. Среди четырех дисциплин, изучаемых в Мусейоне: литературы, математики, астрономии и медицины, - математика занимала особое место. В течение первого периода своего существования математическая школа отличалась интенсивной и блестящей деятельностью. Она началась с систематизации знаний, накопленных в классическую эпоху, - Евклид разработал начала геометрии, а Аполлоний создал общую теорию конических сечений. Герон Александрийский построил паровой котел (не был нужен – хватало рабов). Отличие от преднауки: даётся объяснение, ответ на вопрос «почему».

10.Наука арабского средневековья. На Востоке наука также подверглась влиянию религии, но значительно меньше. Арабская средневековая наука была также обогащена наследием Запада - арабы не уничтожали памятники античности. В науке арабские ученые опирались на труды античных мыслителей и современных им западноевропейских ученых. В отличие от схоластов, которые привлекали аппарат античной философии для обоснования положений христианского вероучения, арабские философы - альтернативная линия интерпретации античных мыслителей и, прежде всего, Аристотеля. При этом на них влияли исламская культура и позитивно-научное знание – арабские ученые были и естествоиспытателями. Они достигли значительных успехов в математике, астрономии, медицине, истории, географии. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов. Два основных этапа АФ: VII — IX вв — период зарождения АФ; IX — XV вв. – усвоение древнегреческой философии, превращение АФ в арабо-греческую. В период зарождения в АФ было три основных направления. Школа мутакаллимов: сторонников радикального ислама. Философски обосновывали религиозные догмы. Мутазилиты: также были религиозными философами, но частично и материалистами: •отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить эти проблемы с позиций рационализма и материализма; •отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик), отождествляли Бога и Вселенную; • верили в силу и разум человека; • считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума. Суфисты: считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. Для второго периода были характерны: • усиление материалистических идей (в результате открытий в области медицины и естественных наук); • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, формирование арабо-греческой философии. Наибольший вклад в её становление внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации АФ. Открыл древнегреческую философию для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в АФ пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях: материи; форме; движении; пространстве; времени. Выдвинул революционную идею о познаваемости мира разумом (что отвергали мутакаллимы) и выделил три ступени научного познания на пути к истинному знанию: логическо-математическую; естественно-научную; метафизическую (философскую). Для Аль-Кинди только разум может быть источником и эталоном познания. Его философия значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам. Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Авиценна (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень. Главные труды: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания". Идеи: • высмеивал косность и догматизм теологов; • пытался отделить философию от религии (довольно революционно); • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы; • причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи; • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; • считал вечным Бога и окружающий мир. В средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверро­эс) (1126- 1198). Работал в арабской Испании, был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Она была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Основные положения: • отвергалась идея творения (мир вечен, несотворим и неуничтожим); • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи; • у Богом весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму; • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен); • была выдвинута идея о "двойственной истине" - философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром учений, противостоящих схоластике. Критиком аверроизма был Фома Аквинский: у него есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных