Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип развития (Г. Спенсер). Принцип объективности.




Перейдем, наконец, к принципу развития, который утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни - ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения.Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание ↔ поведение,

ощущение ↔ рефлекс,

чувства ↔ инстинкт,

память ↔ навык,

разум ↔ волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное зна­чение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низ­шим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие пси­хики в процессе становления человеческого рода и в процессе жиз­ни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­тия, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких де­тей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления пси­хики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческо­го рода и развитии отдельного человека.

Важнейшим принципом психологии развития явля­ется принцип историзма, делающий необходимым в раскрытии психологического содержания этапов онтогенеза изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Исторический принцип психологии развития проявляет себя и в том, что хроно­логические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными — они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным за­казом общества.

Принцип объективности. Независимо от того, насколько честными и беспристрастными мы пытаемся быть, наши личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда мы оце­ниваем, на что способны — или не способны — люди, когда пытаемся предсказать должное поведение, — короче говоря, когда судим о поведении других людей, мы привносим в наши выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у нас на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Нам трудно от­казаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя из их норм, ценностей и условий жизни.

Если мы будем стремиться объяснить человеческое поведение и развитие, не имея ни малейшего представления о таких культурных вариациях, это приведет нас к серьезным заблуждениям, и наши выводы окажутся ошибочными.

К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследовате­ли, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придер­живающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия и спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибки в своих построениях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных