Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос как форма мысли. Логическая структура вопроса.




Необходимым звеном в мышлении и общении людей выступает вопросо-ответный комплекс. Это логико-языковое образование выполняет две важнейшие функции. Во-первых, в нем находит фиксацию и выражение развитие наших знаний о внешнем мире (познавательная функция). Во-вторых, с помощью вопросов и ответов осуществляется целенаправленная передача знаний и представлений от одного человека к другому человеку (коммуникативная функция).

Вопрос и ответ - две противоположности единого целого: вопрос есть обращение, требующее ответа; ответ есть высказывание, вызванное вопросом.

Логическая теория вопросо-ответных комплексов называется эротематической (греч. erotematikos - в форме вопроса), или иентеррогативной (лат. interrogativus -вопросительный) логикой.

Вопрос - языковое выражение, фиксирующее стремление человека к устранению сомнения, колебания, неопределенности в знании и получению нового, более полного и точного знания, а также стремление к более отчетливому пониманию некоторого положения дел, текста или мыслей собеседника. В отличие от имен и высказываний, закрепляющих знания, вопросы фиксируют различного рода потребности, которые возникают в процессах познания или общения между людьми, их постановка связана с различными трудностями и противоречиями в познании и о6шении.

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение (например риторическое) является вопросом. Так не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они обладают всеми признаками вопросов, но совершенно не содержат побуждения к ответу и по существу являются высказываниями. Например, в ритори­ческом вопросительном предложении «Какой он ученый?» содержится утверждение, что он не ученый или плохой ученый, а вовсе не вопрос. Кроме риторических есть и другие вопросительные предложения, которые, также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение («Не хотите ли чаю?»), резкое побуждение («Может быть, подвинетесь немного?»), угрожающее запрещение («Что за шум?), увещевание как разновидность призыва («Ребята, не Москва ль за нами?») и пр. В то же время, вопрос может быть выражен не только вопросительным предложением. В социологических исследованиях, например, широко используются незаконченные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества ответов и т.д.

Логическая структура вопроса в общем виде такова:

а) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое;

б) в нем содержится некоторое предпосылочное знание;

в) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Например: задавая вопрос «Кто совершил первое кругосветное путешествие?», мы ставим - задачу указать неизвестное имя человека, который первым совершил кругосветное путешествие.

Однако нельзя сказать, что искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде неполного, незавершенного неопределенного знания, имеющего редко категориальный, т.е. предельно обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно совершил первое кругосветное путешествие, мы направляем поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний, наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. Точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является признаком хорошей постановки вопроса.

Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто первым совершил кругосветное путешествие?», не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существовал человек, впервые совершивший кругосветное путешествие. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать совершившим первое кругосветное путешествие.

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для разрешения его. Предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

Важно, наконец, отметить, что вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые сведения, неизвестное. В этом плане он выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности.

 

Литература: Логика: учеб, для студентов высш. учебн. заведений / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; под общ. ред. В.Ф. Беркова. – 8-е изд. – Мн.:ТетраСистемс, 2006. – 416 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных