Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №51. Ответ. Логические характеристики ответа. Виды ответов.




Основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом.

В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса.

Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. В частности, бывают ответы прямые и косвенные, полные и частичные, исчерпывающие и неисчерпывающие, по существу и не по существу вопроса и т.д.

Множество высказываний, которые получаются из основы вопроса путем подстановки вместо переменной х имен из области неизвестной вопроса, образует класс прямых ответов. Сообщая свою основу и выделяя область неизвестной, вопрос тем самым определяет класс прямых ответов. Например, на вопрос «Кто из русских дворян был революционером?» можно дать прямые ответы, подставляя вместо неизвестной в основу «х из русских дворян был революционером» следующие имена: Александр Меньшиков, Александр Радищев, Александр Герцен, Лев Толстой и др., но не Ярослав Мудрый, Емельян Пугачёв, Иван Бабушкин, поскольку они не были русскими дворянами. Как видим, прямой ответ не является обязательно истинным.

Косвенный ответ можно определить как ответ, не являющийся прямым, но находящийся с ним в некоторой логической связи, благодаря чему есть возможность в той или иной мере удовлетворить требование вопроса. Например, на вопрос «Есть ли жизнь на планете Венера?» можно ответить: «Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485ºC, а при такой температуре всё живое гибнет». Этот ответ будет косвенным. Он, как и схема его построения, т.е. основа вопроса, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «На Венере нет жизни». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

Полный ответ – это ответ, без остатка устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность. Им является всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое высказывание, из которого следует прямой ответ. Совокупность (конъюнкция) истинных полных ответов называется исчерпывающим ответом. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот.

Частичный ответ – ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное. Им является всякое высказывание, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Так, ответы «Гагарин или Климук является первым космонавтом» и «Кто-то из советских летчиков является первым космонавтом» - частичные ответы. Каждый их них следует из прямого ответа «Гагарин является первым космонавтом». Частичный ответ может быть ценным в том отношении, что с его помощью нахождение нужной информации ограничивается более узким кругом вариантов.

Множество прямых и косвенных ответов составляет класс ответов по существу вопроса. Ответы не по существу вопроса не соответствуют основе вопроса или области его неизвестной. Например, ответами не по существу являются ответы «Ярослав Мудрый был революционером». Ответом не по существу будет ответ «Лондон является центром Англии» на вопрос «Какой город является столицей Англии?», так как он не соответствует основе вопроса «город х является столицей Англии». Ответ не по существу не отвечает на данный вопрос или не отвечает ни на один из наших вопросов вообще. Но, по выражению М.Бахтина, «то, что ни на что не отвечает, лишено для нас смысла». В таких случаях происходит разрушение вопросо-ответного комплекса и, вместе с тем, исчезает взаимопонимание между участниками.

Литература: 1. Учебник «Логика» В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич, В.И. Павлюкевич, 2006, с.184-186.

 

 


 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных